Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

 На творческой площадке учителей русского языка по подготовке учащихся к ЕГЭ №6
03.05.2012, 21:03

Ø    На творческой площадке учителей русского языка по подготовке учащихся к ЕГЭ №6 от 10.02.2012г. были рассмотрены вопросы: 1)О новой линии учебников по литературе и русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС. 2)Методические рекомендации региональных  экспертов по написанию сочинения-рассуждения в форме ЕГЭ. 3)Трудности учащихся при комментарии к проблеме текста и аргументации собственной позиции.

Методист Сыресенкова Л.И. познакомила коллег с отличительными особенностями нового УМК А.Д. Шмелева. Была отмечена уникальная возможность формирования коммуникативной, лингвистической и языковой, культуроведческой компетенций. Определены экспериментальные площадки по апробации линии УМК по русскому языку системы учебников «Алгоритм успеха» под редакцией А.Д. Шмелева в 5 классах на базе: МОАУ «Гимназия № 2 г. Орска» - учитель Зевакина Н.В., учитель высшей категории;МОАУ «СОШ № 52 г. Орска» - учитель Гори А.В., учитель высшей категории; МОБУ «СОШ № 39 г. Орска» - учитель Кадонцева И.М., учитель высшей категории.

Региональный эксперт Пограницкая Г.И, учитель ВК гимназии №2, предложила коллегам теоретический материал о комментарии к проблеме текста, прокомментировала критерии оценивания, продемонстрировала типичные ошибки учащихся и предложила пути их исправления.

Прокомментировать проблему – значит* показать степень понимания   текста;* умение видеть его важнейшие аспекты;*понять замысел автора;* понять ход авторской мысли. Критерий К2 – опора на исходный текст (№ предложения, № абзаца, частичное цитирование)

Концепционный комментарий – дешифровка текста. Это особенно важно в художественном стиле текста.. В центре внимания - интерпретация проблемы текста. Экзаменуемый, анализируя её, как бы «пропускает» через своё восприятие и высказывается по ней. В.Е.Хализев «Теория литературы»: «Задача толкователя текста состоит в том, чтобы придать высказыванию дополнительную ясность, как бы его высветить, обнаружить скрытый смысл в смысле очевидном…Усилия толкователя в первую очередь должны быть направлены на анализ того, что сказано и как сказано. Он должен извлечь из текста мысли и чувства автора, понять его замысел и грамотно изложить свои наблюдения». 

Можно идти двумя путями: разделить на микротемы; выделить в аспектах проблемы главную мысль; составить план, или  говорить об актуальности проблемы.

Финальная часть комментария – это начало авторской позиции

Типичные ошибки:

- комментарий подменяется пересказом;

- излишне подробно цитируется исходный текст;

- выделена одна проблема, а комментируется другая;

- при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».

Старкова Е.В, учитель ВК гимназии №2,  прокомментировала основные положения аргументации собственной позиции и  типичные ошибки учащихся при их формулировании.

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед читателями.

Сильные аргументы:

-   Факты, события.

-   Примеры из художественной литературы.

-   Статистические данные.

-   Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.

-   Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.

-   Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.

Типичные ошибки:

- ученик рассматривает одну проблему, а приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста;

- приведенные мысли не являются аргументами для выдвинутого тезиса;

- в качестве аргументов приведены только примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом;

- в части сочинения, посвященной аргументации, не разграничиваются первый и второй аргументы;

- отсутствуют переходы между аргументами;

- отсутствует вывод.

Таким образом, аргументы должны быть со ссылками на художественные, публицистические и научные тексты.

Самым трудным оказывается для учащихся разграничение фактических и логических ошибок. А также смысловая и терминологическая путаница возникает при неумении разграничить понятия «автор» и «повествователь, рассказчик».

Что необходимо отразить в заключение сочинения:

1.Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.

2.Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.

3.Призыв, обращение к читателю.

4.Использование цитаты.

Представленный опыт работы эксперты сопровождали практическим материалом:  презентациями по рассматриваемым вопросам, выдержками из работ учащихся выпускных классов, методическими советами из опыта работы по проверке сочинений и рекомендациями новейшей методической литературы.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: bagira
Просмотров: 879 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 20.04.2024, 12:43
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [60]
Методическая копилка [0]
Поиск
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0