Ø На творческой площадке учителей русского
языка по подготовке учащихся к ЕГЭ №6 от 10.02.2012г. были рассмотрены
вопросы: 1)О новой линии учебников по литературе и
русскому языку в соответствии с требованиями ФГОС. 2)Методические рекомендации
региональных экспертов по написанию
сочинения-рассуждения в форме ЕГЭ. 3)Трудности учащихся при комментарии к
проблеме текста и аргументации собственной позиции.
Методист
Сыресенкова Л.И. познакомила коллег с отличительными особенностями нового УМК А.Д.
Шмелева. Была отмечена уникальная возможность формирования коммуникативной,
лингвистической и языковой, культуроведческой компетенций. Определены экспериментальные
площадки по апробации линии УМК по русскому языку системы учебников «Алгоритм
успеха» под редакцией А.Д. Шмелева в 5 классах на базе: МОАУ «Гимназия № 2 г.
Орска» - учитель Зевакина Н.В., учитель высшей категории;МОАУ «СОШ № 52 г.
Орска» - учитель Гори А.В., учитель высшей категории; МОБУ «СОШ № 39 г. Орска»
- учитель Кадонцева И.М., учитель высшей категории.
Региональный
эксперт Пограницкая Г.И, учитель ВК
гимназии №2, предложила коллегам теоретический материал о комментарии к
проблеме текста, прокомментировала критерии оценивания, продемонстрировала
типичные ошибки учащихся и предложила пути их исправления.
Прокомментировать проблему – значит* показать
степень понимания текста;* умение
видеть его важнейшие аспекты;*понять замысел автора;* понять ход авторской
мысли. Критерий К2 – опора на исходный текст (№ предложения, № абзаца,
частичное цитирование)
Концепционный
комментарий – дешифровка текста. Это особенно важно в художественном стиле
текста.. В центре внимания - интерпретация проблемы текста. Экзаменуемый,
анализируя её, как бы «пропускает» через своё восприятие и высказывается по
ней. В.Е.Хализев «Теория литературы»: «Задача толкователя текста состоит в том,
чтобы придать высказыванию дополнительную ясность, как бы его высветить,
обнаружить скрытый смысл в смысле очевидном…Усилия толкователя в первую очередь
должны быть направлены на анализ того, что сказано и как сказано. Он должен
извлечь из текста мысли и чувства автора, понять его замысел и грамотно
изложить свои наблюдения».
Можно идти
двумя путями: разделить на микротемы; выделить в аспектах проблемы главную
мысль; составить план, или говорить об
актуальности проблемы.
Финальная
часть комментария – это начало авторской позиции
Типичные
ошибки:
- комментарий
подменяется пересказом;
- излишне
подробно цитируется исходный текст;
- выделена
одна проблема, а комментируется другая;
- при анализе
художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик».
Старкова Е.В, учитель ВК гимназии №2, прокомментировала
основные положения аргументации собственной позиции и типичные ошибки учащихся
при их формулировании.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для
обоснования какой-либо мысли перед читателями.
Сильные аргументы:
- Факты, события.
- Примеры из
художественной литературы.
- Статистические
данные.
- Ссылки на
авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.
- Пословицы и
поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.
- Общественное
мнение, отражающее общепринятые нормы.
Типичные ошибки:
- ученик рассматривает одну проблему, а
приводит аргументы, связанные с другой проблемой текста;
- приведенные мысли не являются аргументами
для выдвинутого тезиса;
- в качестве аргументов приведены только
примеры (часто наскоро выдуманные), без объяснения их связи с тезисом;
- в части сочинения, посвященной аргументации,
не разграничиваются первый и второй аргументы;
- отсутствуют переходы между аргументами;
- отсутствует вывод.
Таким образом, аргументы должны быть со ссылками на
художественные, публицистические и научные тексты.
Самым трудным оказывается для учащихся разграничение фактических и
логических ошибок. А также смысловая и терминологическая путаница возникает при
неумении разграничить понятия «автор» и «повествователь, рассказчик».
Что необходимо отразить в заключение сочинения:
1.Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка
сочинения.
2.Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце
сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее
актуальность.
3.Призыв, обращение к читателю.
4.Использование цитаты.
Представленный
опыт работы эксперты сопровождали практическим материалом: презентациями по рассматриваемым вопросам,
выдержками из работ учащихся выпускных классов, методическими советами из опыта
работы по проверке сочинений и рекомендациями новейшей методической литературы.
|