Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Опыт работы по подготовке старшеклассников к написанию итогового сочинения (направление «Разум и чувство»).
[ Скачать с сервера (1.38 Mb) ] 20.09.2016, 21:31

Ирина Александровна Лабурева представила свой опыт работы по подготовке старшеклассников к написанию итогового сочинения (направление «Разум и чувство»).

В начале своего выступления она напомнила педагогам о целях проведения итогового сочинения, главная из которых - проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на произведения  русской и мировой литературы.       Кроме того, Ирина Александровна озвучила сроки написания работы (7 декабря 2016 → 1 февраля 2017 → 3 мая 2017), основные требования к ее оценке (соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция, качество речи, грамотность), Рекомендованный объем сочинения - 350 слов.  И.А. Лабурева назвала 5 направлений итогового сочинения в 2016-2017 уч. году: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».

Ирина Александровна отметила, что направление «Разум и чувство» предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. 
     В начале работы со своими старшеклассниками, как отметила Ирина Александровна, она обращается к словам А.М. Горького: «Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». После этого дает советы по написанию сочинения:

  • Внимательно прочитайте тему.
  • Выделите ключевые слова, найдите главный смысл.
  • Сформулируйте тему в виде вопроса
  • Кратко ответьте на эти вопросы.
  • Определите проблему, которая содержится в теме сочинения.
  • Сформулируйте свою точку зрения по данному вопросу.
  • Подберите произведения, на материале которых вы сможете доказать свою точку зрения.
  • Продумайте композицию работы, напишите план.
  • Создайте черновой вариант работы.
  • Проверьте и отредактируйте написанное.

Также Ирина Александровна  напоминает учащимся о  структуре сочинения:

Вступление. (Зачин)

Основная часть

Тезис 1.

Доказательства, примеры.

Микровывод.

Тезис 2.

Доказательства, примеры.

Микровывод.

Тезис 3.

Доказательства, примеры.

Микровывод.

Заключение. (Вывод)

Следующим этапом подготовки к экзамену становится знакомство с книгами, в которых находятся рекомендации к написанию сочинений. Далее организуется работа по выбранному направлению, в процессе которой дети обращаются к словарю литературоведческих терминов, толковому словарю и создают словесный концепт слов. Целесообразен подбор синонимов к словам «разум» и «чувство».

Для организации работы по направлению «Разум и чувство» И.А. Лабурева предлагает несколько тем, в частности:      

1. Внутренний конфликт: чувства против разума.

2. «Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами» (Эрих Мария Ремарк).

3. «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести» (В.Г.Белинский).

4. «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств» (М.М.Пришвин).

5. «Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь» (Пифагор).

6. «Разуму не постичь надобностей сердца» (Люк де Клапье Вовенарг). (Фр.философ)

7. «Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г.Белинский).

8. «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце" (Шиллер).

9. «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни» (Л.Н.Толстой).

Как отметила Ирина Александровна, для эпиграфа, вступления, заключения можно  использовать высказывания, афоризмы и пословицы.

И.А. Лабурева порекомендовала список произведений, которые могут помочь старшеклассникам успешно справиться с написанием итогового сочинения по направлению «Разум и чувство»:

 «Бедная Лиза» (Н.М. Карамзин)

 «Тарас Бульба» (Н.В.Гоголь)

 «Герой нашего времени (М.Ю.Лермонтов)

 «Гроза» (А.Н.Островский)

 «Отцы и дети» (И.С.Тургенев)

 «Анна Каренина» (Л.Н.Толстой)

 «Преступление и наказание» (Ф.М.Достоевский)

«Гранатовый браслет» (А.И. Куприн)

   .

Категория: Мои файлы | Добавил: bagira
Просмотров: 461 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Четверг, 25.04.2024, 07:13
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [60]
Методическая копилка [0]
Поиск
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0