Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Творческая площадка учителей 9-ых классов 02.12.2016г.
[ Скачать с сервера (7.51Mb) ] 22.01.2017, 15:08

 

              На заседании городской творческой площадки учителей 9-ых классов  02.12.2016г. присутствовало 26  чел.

Тема площадки: «Обучение написанию сочинения-рассуждения 15.1"

 

Повестка заседания:

Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения 15.1.

               Кайль  Е. А., учитель школы №24, представила свой опыт работы по подготовке учащихся  к написанию сочинения- рассуждения 15.1.  Елена Александровна в своём выступлении отметила, что написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию – одно из наиболее сложных заданий, которое проверяет коммуникативную компетенцию. Выпускники с опорой на курс лингвистики должны раскрыть смысл высказывания, доказать его; должны оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать свои суждения с помощью аргументов из исходного текста.

               Перед началом работы над созданием сочинения учитель считает необходимым познакомить учащихся с критериями оценивания сочинения 15.1. Ученики должны понимать, что от них требуется при написании такого сочинения, к чему необходимо стремиться, чтобы получить высокий балл.

                Елена Александровна начинает подготовку к сочинению на лингвистическую тему с отработки композиции (структуры)  сочинения-рассуждения.

Затем учащиеся повторяют теоретические сведения  по лингвистике на уровне школьной программы  5 - 9-го классов и составляют таблицу «Лексические, грамматические  явления, их роль в тексте».  Наконец, педагог предлагает  учащимся список  цитат, представленный  в  пособии И. П. Цыбулько. На этом материале отрабатывают лексические и грамматические явления, анализируя и комментируя каждую цитату.

              Далее Кайль  Е. А. представила коллегам  пошаговую инструкцию по написанию сочинения на лингвистическую тему.

                 

Пошаговая инструкция по написанию сочинения 15.1 (на лингвистическую тему)

ШАГ 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте

высказывание  о  языке.  Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

 

ШАГ 2. Определяем

основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи;

о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке  эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов,

фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики;

о роли синтаксиса в человеческом общении;

о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания

и т.д.

ШАГ 3. Оформляем

вступление.

Во вступлении

необходимо: сформулировать

позицию автора.

Важной задачей сочинения на теоретическом уровне

является объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла предложенного высказывания.

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: автор анализирует

характеризует

рассуждает

отмечает

доказывает

сравнивает

сопоставляет

противопоставляет

называет

описывает

разбирает

подчёркивает

ссылается на...

останавливается на ...

раскрывает содержание

отмечает важность

формулирует

касается

утверждает

считает, что ...

т. д.

 

Выразить своё

отношение к ней.

Для выражения своего отношения к

авторской позиции можно использовать

следующие слова:

-действительно;

-на самом деле;

-я разделяю точку зрения автора высказывания;

-я поддерживаю мнение автора;

-бесспорно, мнение автора о том, что ...

 

Помните, что вступление должно состоять примерно и 2-3-х предложений.

Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет

ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".

ШАГ 4. Пишем основную часть.

Основную часть можно начать следующими фразами:

*Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста).

*Докажем эту мысль на примерах из текста...

*Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...  

 

Далее приводим

примеры, подтверждающие

слова писателя и ваши

рассуждения.

 

Таким образом, общие

требования к аргументам таковы: примеров должно быть 2;

примеры должны быть

из указанного текста;

приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и

объяснить его

значение и указать

роль в тексте.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во- первых", "во-вторых" и т.д.

Не забывайте, что они отделяются запятой.

ШАГ 5. Пишем заключение.

В заключительной

части сочинения делается вывод из всего сказанного.

 Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами:

*Таким образом, ...  

*Итак, ...

*Следовательно, ...

*В итоге можно прийти к такому выводу: ...

*В заключение можно сказать, что ...

*Мы убеждаемся в том, что ..

*Обобщая сказанное, ...

*Из этого следует, что ...

ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

    а) аргумент-пример №1;    

    б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки.  То есть в вашем сочинении должно быть  4 абзаца.

 

              Кроме этого, Елена Александровна на занятиях по подготовке к написанию сочинения  использует приём «идеального сочинения»: в группах по 4 человека распределяет обязанности: 1 ученик  формулирует тезис, 2 - пишет 1-ый  аргумент, 3-  пишет второй аргумент к тезису, 4 – пишет заключение. Сначала класс работает над одним текстом. Когда работа готова, каждая группа предъявляет наработанное. Ребята вместе с учителем выбирают лучший вариант каждой части сочинения. Так и получается идеальное сочинение. В дальнейшей работе от текста к тексту роли школьников меняются. Так постепенно все ученики научатся работать над каждым этапом сочинения. Кроме того, закрепляется навык верного абзацного членения.

              В заключение своего выступления  педагог остановилась на требованиях к сочинению.

 Было отмечено, что абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.

                 Сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца:

1 абзац - тезис,

2 абзац - толкование первой части высказывания  + пример, иллюстрирующий лексические явления,

3 абзац - толкование второй части высказывания  + пример, иллюстрирующий грамматические явления,

4 абзац - вывод

 

                              При аргументации учащиеся должны называть лингвистическое понятие и указывать его роль в данном предложении. Кроме этого, приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование.

Категория: Мои файлы | Добавил: bagira
Просмотров: 59 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вторник, 21.11.2017, 20:15
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [60]
Методическая копилка [0]
Поиск
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0