Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2014 » Май » 4 » 12.02.2014 г. состоялось заседание творческой площадки учителей 10-11 классов по теме «Подготовка к государственным экзаменам по русскому яз
21:16
12.02.2014 г. состоялось заседание творческой площадки учителей 10-11 классов по теме «Подготовка к государственным экзаменам по русскому яз

12.02.2014 г. состоялось заседание творческой площадки учителей 10-11 классов по теме «Подготовка к государственным экзаменам по русскому языку  в формате ЕГЭ». Сочинение рассуждение. Проблема. Комментарий проблемы». Присутствовало 30 педагогов.

По  вопросу «Обучение учащихся выполнению С1. Группы проблем. Формулировки проблем» выступала учитель русского языка и литературы гимназии №2, региональный эксперт, Старкова Е.В. Учитель пояснила, как следует построить работу с учащимися, чтобы научить правильно определять проблему текста.

Чтобы успешно справиться с содержательно-языковым анализом исходного текста, важно четко представлять содержание понятий «тема», «идея», «проблема», «позиция автора», а также знать особенности выражения соответствующих содержательных категорий в текстах разных типов.

            Тема текста — это не просто предмет изображения (то, о чем пишет автор в тексте), а определенные стороны того или иного понятия, явления жизни, которые выделяет, по-своему передает, а нередко и оценивает автор.

            Идея текста (идейный смысл текста) — это главная мысль текста, его главный вывод. Идейный смысл текста всегда четко соотносится с его основной проблематикой (основной проблемой). Поэтому правильное определение основной идеи текста (основной мысли автора) является главным условием для верного определения основной проблемы (основной проблематики) текста.
            Проблема текста — это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения и т. п. Проблема текста может быть сформулирована как в виде повествовательного предложения, так и в виде вопроса. Например:  Проблема истинного патриотизма (Что такое истинный патриотизм?)
Проблема взаимоотношения человека и природы (Какими должны быть взаимоотношения человека и природы?) Проблема интеллигентности (Кого можно считать истинным интеллигентом?)
            В тексте может быть не одна, а несколько проблем — в таких случаях говорят о проблематике текста. Несколько проблем, затронутых в тексте, обычно могут быть объединены в одну общую (более значимую) проблему. Тема текста и его основная проблема иногда очень тесно взаимосвязаны, и их разграничение может вызывать значительные трудности. Это наблюдается, например, в тех случаях, когда текст посвящен какому-либо сложному явлению или понятию, сама сущность которых может рассматриваться как определенная проблема (ср., например, такие понятия, как добро, счастье, красота и т. п.). В таких случаях принято говорить о проблемной теме текста (например, тема исторической памяти народа и проблема исторической памяти).
            Понятие позиция автора. Позиция автора — это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.
      Содержательно-языковой анализ текста требует соблюдения определенной последовательности.
      1. Следует еще раз перечитать исходный текст и вдуматься в него. О чем идет речь? Что об этом думает автор? Что хотел сказать автор?

От качества чтения исходного текста будет зависеть глубина и точность его восприятия, правильность понимания и интерпретации смыслового содержания текста.

      2. После предварительного прочтения текста необходимо последовательно проанализировать каждый из абзацев, обращая внимание на ключевые слова, выражающие наиболее значимые понятия, а также выделить и записать наиболее важные положения (мысли автора), которые могут быть выражены автором текста прямо или содержаться в подтексте и следовать из всей логики повествования, описания или рассуждения.

      3. На основе анализа и обобщения основных мыслей и положений, выделенных в результате поабзацного изучения исходного текста, следует сформулировать его идейный смысл и основные выводы автора (авторскую позицию) по вопросам, которые рассматриваются в тексте. Соответствующие положения нужно записать в черновик.

      4. После того как выяснены основные мысли автора (определено идейное содержание текста), целесообразно переходить к определению общих и частных проблем (проблематики текста) и их формулированию.

Формулировка проблемы. Формулировка проблемы может даваться как в виде повествовательного, так и в виде вопросительного предложения. В большинстве случаев проблематика текста может быть определена с помощью вопросов, которые ставятся к основным положениям и выводам автора (его позиции по тем или иным проблемам).

Учитель Старкова Е.В. предложила вниманию коллег удачные варианты работ учащихся с формулировками проблем и их значимости.

По вопросу «Текстуальный и концепционный комментарий. Соизмеримость частей сочинения и комментария» выступала учитель русского языка и литературы школы № 52, региональный эксперт Бакайкина Е.П. Комментарий к сформулированной проблеме                                                         - это необходимая часть аналитико-синтетической работы, которая демонстрирует умение экзаменуемого находить и пояснять смысловые компоненты текста.  

Комментируя сформулированную проблему, экзаменуемый как бы проходит обратный авторскому мыслительный путь ,обозначая те ее стороны, которые интересовали автора (работа с текстом: Бахтин М.М. «О проблеме восприятия текста» Русские словари 1997; Лотман Ю.М.Внутри мыслящих миров. Человек - текст-семиосфера-история.1999 ; Бондарко А.В. К интерпретации понятия «смысл».Словарь. Грамматика. Текст.).

Комментирование проблемы должно обнаружить степень адекватности восприятия текста экзаменуемым, умения «дешифровать» его содержание.В идеале ученик должен мысль автора текста по выявленной проблеме воспринимать тождественно автору.    В реальности это, естественно, невозможно воспринять текст идентично авторскому замыслу.

После выполнения учителями практической работы были предложены примерные вопросы, которые помогут прокомментировать заявленную проблему текста:

1. Является ли проблема, рассматриваемая автором, на ваш взгляд, актуальной? Почему?

2. В произведении два главных героя. Какой прием построения образов является основным? В чем противопоставлены герои? Почему героя, в отличие от героини, нельзя считать красивым при внешней привлекательности? Какие языковые средства подчеркивают это?

3. Какие чувства автора выражены в произведении?

Сам комментарий может быть таким:

Проблема, заявленная автором, актуальна, потому что многие из нас, стремясь к внешней красоте, забывают о красоте внутренней.

Так и в рассказе Бондарева: красивый внешне молодой человек приглашает некрасивую девушку на танец с единственной целью – посмеяться над ней, унизить ее.

Автор сознательно принижает образ красавца: эпитет "зверски жадным видом" подчеркивает жестокость героя, желающего самоутвердиться за счет более слабого человека, а эпитетом "непростительную низость" выражено авторское возмущение действиями героя, и читателю становится ясно, что нельзя считать красивым человека жестокого, высокомерного, с презрением относящегося к людям.

Антитеза – главный прием построения произведения. Героиня рассказа противопоставлена надменному красавцу: растерянный взгляд, запинающаяся речь и неловкие движения девушки контрастируют с уверенным поведением молодого человека, однако, несмотря на внешнюю некрасивость, девушка одним взглядом приводит его в замешательство и вызывает восхищение повествователя.

Для работы с учащимися учитель предложила коллегам воспользоваться специальным раздаточным материалом.

 Затем слушали «Методические рекомендации. Подготовка учащихся 11-ых классов к пробному ЕГЭ» методиста НМЦ Сыресенковой Л.И., которая обратила внимание коллег на преобладание в Кимах 2013-2014 г. текстов художественного стиля  и призвала коллег использовать в подготовке к экзамену  не только тексты публицистического стиля, но и художественного.

 

Категория: Новости | Просмотров: 211 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Воскресенье, 17.12.2017, 22:16
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0