13 марта 2014 года в НМЦ проходило очередное заседание творческой площадки учителей русского языка и литературы, работающих в 10 – 11 классах по теме «Сочинение- рассуждение. Аргументация собственного мнения по проблеме. Типичные ошибки учащихся в сочинениях».
Галиуллина А.Р., учитель русского языка и литературы гимназии №2, региональный эксперт, предоставила вниманию коллег блок теоретического материала, который поможет построить работу с учащимися, чтобы научить их правильно аргументировать свою позицию. Аргументации на уроках русского языка обучают в рамках написания сочинений-рассуждений различного типа. Но нужно отметить, что в выполнении задания части С ЕГЭ есть своя специфика, поэтому и способы подготовки учащихся по означенному критерию должны быть несколько иными. Предложено несколько этапов для решения педагогической задачи: научить учащихся грамотно выражать свою позицию и уверенно строить аргументационную базу при написании части С ЕГЭ.
1 этап.Ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2 этап. Знакомство с алгоритмом действий. Он может быть таким:
а) Формулировка позиции автора (например, “Позиция автора текста такова…”, или “Автор приходит к выводу, что…”, или “Автор текста пытается понять, почему…”);
б) выражение согласия (несогласия) с позицией автора (“Я согласен (не согласен) с позицией автора, потому что…”, “Трудно не согласиться с мнением автора …”). Учитель должен иметь в виду, что форма выражения позиции может быть:
- эксплицитной, когда автор сочинения чётко формулирует свою позицию и объясняет её;
- имплицитной, когда позиция прямо не выражена отдельными фразами, но отношение к проблеме достаточно ясно передано и мотивировано через общий модальный план высказывания (оценочная лексика, риторические вопросы и т.п.);
- оформление тезиса (четко формулируется и на протяжении всего доказательства сохраняется одним и тем же);
- аргументы (не менее 2-х) в защиту собственного мнения (подчёркиваем важность аргументации с привлечением литературного материала!).
Наличие вывода не требуется в задании, но нужно помнить, что он придаёт законченность и логичность высказыванию, Говорим ученикам о том, что в заключении могут быть не только выводы и обобщения, но и указания на решение проблемы, призывы к дальнейшим действиям, пожелания.
3 этап. Ознакомление с понятиями “аргументация”, «строение аргумента», “типы аргументов”.
Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли. Виды аргументов определены разработчиками КИМов. Подробно разбираем с учащимися три группы аргументов:1) Логические (рациональные) аргументы; 2) Иллюстративные аргументы-примеры; 3) Ссылки на авторитет.
4этап. Выявление способов аргументации.
На этом этапе материал оформляем в виде таблицы, см. пособие Г.Т.Егораевой “Русский язык. Выполнение задания части 3(С)”. Примеры подбираются из текстов по выбору учителя.
Аргументация с помощью
|
Цель использования
|
Отличительные особенности
|
Примеры
|
Примера
|
|
|
|
Иллюстрации
|
|
|
|
Образца (положительного или отрицательного)
|
|
|
|
5 этап. Отработка навыков аргументации. Необходимый материал для работы на этом этапе можно найти в уже цитируемом нами пособии. В частности, предлагаем ученикам подобрать примеры для доказательства следующего тезиса:
“Судьба человечества – в руках человека. Вот в чём ужас” (В.Гжешик)
Задаём вопрос: “Как вы считаете, что заставило автора цитаты ужаснуться от мысли о том, что “судьба человечества – в руках человека”?
Ученики говорят о том, что люди губят природу, забывая, что они лишь её часть, и даже то, что, казалось бы, изначально изобреталось и рассматривалось как очередная возможность осчастливить всех, человеком же против самого себя и обращалось: трагедия Хиросимы и Нагасаки, чернобыльская трагедия, озоновые дыры, химическое оружие…
Делаем вывод: “Подобный перечень, к сожалению, нескончаем. Причины, наверное, в том, что даже самое гениальное изобретение становится безнравственным в руках безнравственных людей. Вот эта бездуховность и ужасает В.Гжешика”.
6 этап. Пополнение аргументационной базы (задания целесообразно давать на дом, чтобы ученики располагали большим объёмом времени для обдумывания и поиска аргументов и, благодаря значительной самостоятельности в выполнении такого задания, более осознанно подходили к подбору доказательств).
7 этап. Оформление аргументации. Типичные ошибки.
Необходимо обратить внимание учащихся на наиболее распространённые ошибки в аргументации. Как правило, это тавтология (или движение по кругу) и подмена аргументов разъяснением или объяснением. Кроме того, использование в качестве примеров текстов художественных произведений не должно сводиться к пересказу.
Обязательно говорим о важности правильного оформления доказательств. Каждый новый аргумент выделяется в отдельный абзац, что, несомненно, будет выступать только в пользу ученика (сохранение абзацного членения (критерий 5) и облегчение задачи вычленения аргументов при проверке работы экспертом). Кроме того, для оформления мыслей можно использовать вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, которые способствуют строгой логичности в передаче информации.
Говорим о том, что если ученик согласен с позицией автора, то их тезисы совпадают, но нельзя повторять доводы автора, использованные в тексте, нужно привести свои.
8 этап. Работа с текстами. Самостоятельный анализ сочинений.
Предлагаем ученикам работу в качестве экспертов, материалом послужат их собственные сочинения.
В качестве закрепления полученных сведений Алла Романовна предложила вниманию коллег распечатки с примерами аргументов учащихся 11б класса гимназии №2. Коллеги проанализировали разные по степени выполняемости работы и оценили их.
Павлова В.В., учитель школы № 51, предоставила вниманию коллег работы учащихся выпускных классов. Были предложены для анализа 2 текста по С.Соловейчику (проблема духовности) и текст «Полуправда» (нравственные проблемы). Коллегам было предложено оценить работы учащихся, написанные по этим текстам, по критериям. Таким образом, в группе педагогов была проделана большая работа по отработке системы оценивания сочинения-рассуждения части С ЕГЭ.
Павлова В.В. рекомендовала коллегам пополнить базу аргументов учащихся текстами из сборника Нарушевич А.Г. «Подготовка к части С», а также чтением Д.Лиханова «Крутые горы», рассказов А.Алексина, А.И.Куприна «Чудесный доктор» и др.
По 3 вопросу выступила методист НМЦ Сыресенкова Л.И., которая дала учителям города рекомендации по успешной подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
|