Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2014 » Январь » 9 » Cеминар для учителей русского языка и литературы
23:19
Cеминар для учителей русского языка и литературы

В школе № 2 28.10.2013г. проведён семинар для учителей русского языка и литературы по теме «Особенности современного урока русского языка и литературы на начальном этапе внедрения ФГОС в среднем звене обучения», на котором присутствовало 55 учителей из школ № 1,2,4,5,8,11,12,13,15,17,20,22,24,25,26,27,28,29,37,38,43,50,51,52,53,54, гимназии № 1,2,3, Лицея № 1, а также педагоги из Ясненского района: Гончарова Г.Н. ("Комаровская СОШ им.В.М.Устиченко"), Выдумчик Л.П ("СОШ № 2"), Ковалёва С.В. (ЗАТО Комаровский); Кувандыкского района: Рахматуллина М.Р.(МБОУ "Никольская СОШ"); Адамовского района: Романова Г.Ю. (Шильдинская СОШ); Светлинского района: Алексеева Л.В. "Целинная СОШ"; г. Новотроицка: Рекус А.С. (лицей № 1), Батюшкина А.А. (СОШ № 13), Козлова Н.А. (СОШ № 15); г. Гая: Фаворова Л.Е. (СОШ № 3), Ильина Ю.А. и Крупчатникова В.П. (СОШ № 10), Чернова Н.А. (гимназия); г. Медногорска: Винтер Е.А. и Сафарова О.Ф. (СОШ № 1), Зиянгулова Л.Р. (гимназия)

Учителям был представлен доклад Дорошенко Е.В., учителя русского языка СОШ № 2:

«В последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения, которые касаются не только содержания образования, но и методики преподавания. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, современном мире. Решить эту задачу средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения, невозможно. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в «субъект» образовательного процесса и приходит в школу «учитьСЯ», т.е. учить себя. Не только получать знания, которые передает ему учитель, но самостоятельно добывать эти знания и пользоваться ими в жизни.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике. Эти нововведения в образовании мы видим во внедрении новых Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Мы обязаны научить ребёнка учиться не через память, а через универсальные учебные действия. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий».  

Были показаны уроки:

Дорошенко Е.В. в 5 классе по УМК Львовой С.И. - урок русского языка по теме «Понятие о тексте. Текст и его признаки»

Тип урока - «открытие» нового знания. В ходе урока были поставлены следующие цели: осуществить информационную переработку текста, передавая его содержание; научиться создавать текст с учётом его темы и основных признаков текста.

Были соблюдены все этапы урока:

-  Мотивация к учебной деятельности через эмоциональную, психологическую и мотивационную подготовку учащихся к усвоению изучаемого материала.

-  Актуализация и проблемное учебное действие прошли через беседу с учащимися и решение учебной задачи.

-  Выявление места и причины затруднения через проблемный вопрос.

-  Построение проекта выхода из затруднения (тема урока и целеполагание).

-   Реализация построенного проекта (работа в группах).

-  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (индивидуальная работа по учебнику, работа в группах, в парах).

-  Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

-   Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание.

Использование интерактивной доски для работы с фрагментами текстов помогло рационально использовать учебное время на всех этапах урока, эффективнее решать поставленные задачи, причём учащиеся показывали своё умение работать с ней. Урок проходил  с  использованием  различных видов работы, что позволило  активизировать учащихся во время урока, эффективно организовать повторение и контроль знаний учащихся: тестовая работа в тетрадях с печатной основой, составление алгоритма в виде пирамидки и написание слов с его использованием. Данный вид работы помогает в подготовке к промежуточной и итоговой аттестации 7-9, 11 классов, где требуется создать самостоятельный текст с учетом темы и основных его признаков.

На уроке учащимся предлагалось составить текст по фрагментам и сравнить с оригиналом.

            Дорошенко Е.В. в 5 классе по УМК Ланина Б.А. - урок литературы  «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное» (Х. К. Андерсен»  по сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева». На уроке использовались различные виды работы: составление кластера, характеризующего главных героев сказки, лингвистический анализ текста, выразительное чтение, лексическая работа, работа с репродукциями сказки современных художников Н.Гольц и Б. Диодорова. Была создана книга иллюстраций и 5 «В» класса. Реализуя межпредметные связи на своем уроке (ИЗО, информатика, природоведение), Елена Владимировна добилась хорошего воспитательного и обучающего эффекта. Учитель на уроке был только организатором, так как хорошо организованная работа «в парах» и «группах» помогла выяснить, что в основе сказки заложен глубокий христианский подтекст: как человеку вновь обрести союз с Богом и противостоять злу. Учащиеся через наводящие вопросы в ходе дискуссии выяснили ответ на вопрос, заданный сказочником: «быть как дети»? Это значит радоваться жизни, быть добрыми, видеть мир, его удивительные стороны, открыть для себя что-то новое, понимать язык птиц, зверей, цветов…Взрослым, по мнению ребят,  полезно перечитывать сказки, чтобы они не забывали, что тоже были детьми и нужно обратить внимание на то, что жизнь удивительна. Возможности мобильного класса позволяют учащимся оперативно выходить в Интернет и продуктивно использовать ЦОРы в целях контроля своих знаний.

Цель урока была достигнута:

- Обсудили смысл слов бабушки как выразителя мыслей автора.

- Показали владение текстом, воспринимая и анализируя текст с помощью дополнительного материала.

Терешкиной Л.А. в 6 классе по УМК Ланина Б.А. - урок литературы  «Философская сказка В. М. Гаршина «АttaleaPrinceps». Стремление к свободе главной героини. Дружба маленькой травки и гордой пальмы». В процессе анализа произведения на уроке выявлены особенности философской сказки как особого вида данного жанра. Задачи урока решались через планируемые результаты:

- формирование чувства любви к родине, уважения к моральным ценностям: свободе, дружбе;

- создание условий для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

- работа над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Урок выстроен методически грамотно, отличается хорошим подбором разнообразного материала: музыкального произведения, иллюстраций учащихся, фотографиями, отрывками из художественных произведений, что создало особую атмосферу на уроке, позволило учащимся глубже погрузиться в тему урока, способствовало достижению воспитательных задач. Была проведена лексическая работа с теоретическими понятиями, продумана «работа в группах», где каждая получила свое задание, и общий вывод помог прийти к достижению цели урока. Интересно была построена рефлексия учебной деятельности через анкету «Продолжи фразу». Учитель постоянно поощрял удачные ответы ребят, использовал словесную оценку их работы. На уроках литературы педагог учит сравнивать художественные произведения (стихотворение В.М. Гаршина «Пленница» и сказка «Attaleaprinceps»), обращая внимание на особенности композиции и сюжета, отмечая роль детали, сопоставляя образы. Выводы, ключевые слова дублируются на экране, подкрепляются табличками, что помогает учащимся лучше усваивать и запоминать большой объем информации. Хорошо продуманная работа с терминами, использование детских рисунков, фотографий, беседа по тексту оказывают определенное эмоциональное воздействие на учащихся, учат вдумчивому чтению, способствуют постепенному формированию навыков анализа произведения. Вопросы Людмилы Андреевны предполагают развернутые ответы с опорой на текст произведения и личностное его восприятие. Они направлены не только на восстановление сюжета, но и на понимание основной идеи сказки, на приобретение определенного жизненного опыта в ходе разбора мотивов поведения героев.

Трегубенко Е.В. в 8 классе по УМК Маранцмана В.Г. урок литературы  «Изображение праведницы в сказке Н.С. Лескова «Маланья – голова баранья» 

Тип урока – изучение нового материала.

         На уроке были поставлены цели:

-  Развитие умений учащихся анализировать художественный образ.

-  Воспитание нравственности и духовности через восприятие идейного смысла произведения.

-  Постижение авторской позиции в вопросе о смысле жизни человека на земле.

На уроке был проведен глубокий анализ текста: лексическая работа, работа с изобразительно-выразительными средствами языка, сопоставительный портрет героини и жителей села, цветовая гамма текста. Группа учащихся класса в форме видеоматериала провела социологическое исследование на улицах город ана тему «Нужна ли в жизни бескорыстная доброта?». Елена Викторовна удачно подобрала иллюстрированный видеофильм на слова Б. Окуджавы «Молитва». Урок получился информационно насыщенным, подготовил хорошую почву для дальнейшего развития и совершенствования навыка работы с текстом.

                 Козловой Г.И. в 7 классе по УМК Львовой С.И. - урок русского языка «Правописание н – нн  в полных прилагательных и причастиях». Данная тема урока актуальна. Галина Ивановна показала систему работы по постепенной подготовке учащихся к выполнению заданий ГИА, ЕГЭ, так как много ошибок приходится именно на эту тему у старшеклассников.

В ходе урока были поставлены следующие цели: закрепить умение правописания н – нн в прилагательных и причастиях; формировать умение различать отглагольные прилагательные и прилагательные, образованные от существительных; формировать умение различать отглагольные прилагательные и причастия; развивать коммуникативные умения: работать в паре, в группах, уметь выслушивать друг друга, доказывать свое мнение; умение анализировать полученный материал и применять его на практике, воспитывать такие качества: внимание, сосредоточенность.

Виртуальное путешествие учащихся по родному городу,  улицам дало возможность понять новую  тему на родном материале. На уроке использовались как репродуктивные, так и проблемные, творческие вопросы. На уроке формировалось умение думать, соотносить языковые факты, ориентироваться в терминах.  Было продумано использование оборудования: ПК, плазменная панель, презентация,  раздаточный материал – карточки со словами для орфоэпической разминки; листы с пейзажами на осеннюю тему и рабочими материалами; карточки для контроля.

        Для контроля знаний учитель предлагает разноуровневую самостоятельную работу на  индивидуальных карточках.

В организационной структуре урока прослеживалась четкость, последовательность этапов урока, велось отслеживание дозировки времени течения этапа; а также соответствие этапов урока характеру познавательной деятельности учащихся.

                 Матвиенко Е.А. в 8 классе по УМК Коровиной В.Я. - урок литературы «Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Учитель фронтальным опросом направил беседу на нравственно-этическое ориентирование. Удачно включены в урок результаты микроисследований, проведенных учащимися, по определению способов сравнения толкования значения слов, используемых В. И. Далем и С. И. Ожеговым; учащиеся обратились к словарным статьям, дав  определение понятий «честь», «долг», «совесть», «нравственность», «благородство». Поставлены были главные вопросы:«Какие нравственные уроки получили герои повести в процессе своего духовного развития»? «Не устарел ли роман, написанный еще в XIX столетии, в XXI веке»? Урок выстроен методически грамотно, отличается хорошим подбором разнообразного материала: музыкальных произведений, репродукций картин художников, отрывками из повести, что создало особую атмосферу на уроке, позволило учащимся глубже погрузиться в тему урока, способствовало достижению воспитательных задач. Группа учащихся класса в форме видеоматериала провела социологическое исследование на улицах города и в школе на тему «Почему нужно прочесть роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?», видеопроект из кинофильма «Русский бунт», выполненный учащимся, помог приблизить проблему литературного произведения к реальной жизни и вызвать неподдельный интерес и эмоциональный отклик учащихся.

На уроке были реализованы следующие принципы: учет интересов ребенка при выборе материала для работы в группах, степень сложности; прослеживалась связь с темами предыдущих уроков; ученики осознали необходимость приобретённого знания; создана атмосфера доверия.

Урок соответствовал требованиям содержания программы. Учебный материал носил научный характер, имел воспитывающее и развивающее значение, весь урок подчинен одной теме. Материал урока классифицировался вокруг ключевых понятий: философское осмысление жизни, свобода, родина, честь. Основной материал  систематизирован в течение урока. В организационной структуре урока прослеживалась четкость, последовательность этапов урока.

Открытые уроки, данные учителями русского языка и литературы, имели нравственную и практическую направленность уроков, соответствующих новому ФГОС. Учащиеся были активны на уроках, учитель только координировал деятельность учащихся. Отлично продумана и организована работа в группах и парах. Учителя наглядно показали применение проектной работы учащихся на уроках, которую подготовили во время урока и вне урока. У школы отличная материально-техническая база. Свободно владеют интерактивной доской, персональными ноутбуками как педагоги, так и их воспитанники. Учителя МОАУ «СОШ №2» Козлова Г.И., Терешкина Л.А., Трегубенко Е.В., Дорошенко Е.В., Матвиенко Е.А. применяют в своей деятельности различные УМК по русскому языку и литературе (С.И. Львова, В.Г. Маранцман, Б.А. Ланин, В.П., В.Я.Коровина).

           Учащиеся МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №2 им Карнасевича С.С. г. Орска» показали высокие коммуникативные умения, навыки исследовательской деятельности, умение работать с полученной информацией.

         В теоретической части был даны основные отличия современного урока, типы современного урока, дана примерная структуру урока   в рамках деятельностного подхода, которая соответствует современному уроку в рамках ФГОС второго поколения. Был предложен коллегам анализ  урока с учётом требований ФГОС.

Педагоги школы подтвердили свой высокий уровень, показали готовность и умение делиться накопленным опытом, способность двигаться вперед, повышая профессиональное мастерство. Тема семинара была полностью реализована. Были представлены ИКТ-технологии, технология критического мышления, проектная и исследовательская деятельность.

 

Категория: Новости | Просмотров: 2673 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Воскресенье, 28.04.2024, 19:03
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0