Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2014 » Май » 4 » Cеминар для учителей русского языка и литературы в МОАУ «СОШ № 27 г. Орска»
21:29
Cеминар для учителей русского языка и литературы в МОАУ «СОШ № 27 г. Орска»

Cеминар для учителей русского языка и литературы в МОАУ «СОШ № 27 г. Орска» 29.01.2014г.

 

В школе № 27 г. Орска 29.01.2014 г. проведён семинар для учителей русского языка и литературы по теме «Работа с текстом как условие успешной подготовки к итоговой аттестации», на котором присутствовало 35 учителей из школ города.

Учителям был представлен доклад Шпота О.Е., руководителя методического объединения учителей гуманитарного цикла:

«Работа с текстом – неотъемлемая часть работы учителя-словесника на любом уроке. Коммуникативная и языковая компетенции, которые он должен  формировать у учащихся на своих уроках, предусматривают не только умение ученика понимать замысел автора текста, но и самому выступать в роли автора собственных текстов. Кроме того, в последнее время в разряд базовых или ключевых компетенций, которыми должен владеть выпускник средней школы, вошла новая «проблемная компетенция», предполагающая умение школьника видеть в окружающем мире разного рода проблемы и умение их решать.

Понятие «проблема» для учителя-филолога не является новым. Умение определять проблематику художественного произведения является одной из составляющих литературоведческой и читательской компетенций, формируемых у учащихся на уроках литературы. Важность этого умения на данный момент подчёркнута не только тем, что умение трансформировалось в одну из ключевых компетенций, но и тем, что оно диагностируется  в рамках ЕГЭ по русскому языку. Поэтому часть С ЕГЭ по русскому языку направлена не только на проверку уровня сформированности у учащихся умения понимать авторскую идею в предложенном для анализа тексте, но и видеть проблемы, которые поднимают учёные, журналисты или писатели-публицисты. Кроме всего вышеизложенного учащиеся должны уметь высказать свои мысли в форме сочинения-рассуждения.

Конечно, необходимые умения приобретаются учащимися в ходе всего периода их обучения родному языку с 5 по 11 класс. И всё же актуальным остаётся вопрос о системе работы над последовательным формированием умений учащихся, которые позволят им в дальнейшем успешно справиться с предложенными заданиями части С ЕГЭ по русскому языку.

Хотелось бы отметить главенствующую роль в формировании вышеуказанных умений уроков литературы и уроков развития речи или, как теперь принято говорить (УМК под ред. С.И.Львовой), текстоведения. Именно на уроках литературы учащиеся получают представление о филологическом  и литературоведческом видах анализа текста, одной из целей  которых является  понимание  учащимися авторского замысла (или идеи автора), а также проблематики произведения.Уроки развития речи, в свою очередь, способствуют формированию у учащихся умения композиционно правильно выстраивать высказывание в виде аргументированного рассуждения.

Уже в 5 классе постепенно, в течение года, вводим понятие «анализ» или «интерпретация» произведения и внушаем учащимся, что этот вид работы должен помочь нам понять, что хотел сказать писатель, создавая рассказ, повесть или стихотворение.

В 6 классе дополняются знания учащихся о повествовании и описании как типах речи, а также даётся представление о видах связи предложений в тексте и лексическом повторе как средстве связи предложений в тексте.

Понятие «функциональные стили речи» вводится в 8 классе (УМК под ред. С.И.Львовой). Поэтому у учителя есть достаточный резерв времени, чтобы сформировать у учащихся представление о взаимосвязи языковых особенностей функциональных стилей и тем, что хотел сказать автор, выбирая тот или иной стиль для своей статьи.

Наконец, в 9 классе приводятся особенности рассуждения как типа речи, а именно: коммуникативная характеристика рассуждения как типа речи, структура рассуждения и виды рассуждения, что особенно важно, так как часть С ГИА представляет собой именно сочинение-рассуждение, и часть С ЕГЭ также включает в себя элементы рассуждения

В 10 классе начинается  работа с публицистических текстов, раскрывающих хорошо знакомую проблему, явно недвусмысленно выраженную в тексте, например, проблему экологии, при понятной и привычной позиции – человек губит природу. На простейшем для понимания тексте рассматриваем основные требования (критерии) к части С. Одновременно повторяем стили речи и останавливаемся на особенностях текстов публицистического стиля (социально значимая проблематика, оценочность и установка на адекватное понимание читателем, характерные средства выразительности). А также обобщаем знания о типах речи – повествовании, описании, рассуждении; рассматриваем сочинение-рассуждение: тезис (формулировка проблемы) – комментарий – авторская позиция – собственная позиция – аргументы.

11 класс -это подготовка к написанию сочинения по текстам художественного стиля. В начале 11-го класса имеет смысл обобщить знания о стилях и типах речи, остановиться на повествовательных текстах и текстах с несколькими типами речи. Важно обратить внимание одиннадцатиклассников на различие художественной и публицистической проблематики (внутренний мир человека как предмет изображения в художественном тексте и социально-нравственные проблемы в публицистическом), на создание образа как главного признака художественного стиля, на умение различать автора и героя.

Таким образом, на этапе восприятия и понимания исходного текста художественного стиля необходимо изменить последовательность действий: не пытаться сформулировать проблему сразу, а сжато реконструировать ситуацию. Это позволяет выпускникам избежать упрощенного понимания текста, слишком общих формулировок.

Хотелось бы привлечь внимание коллег к проблемам, возникающим у выпускников при понимании различных текстов, предлагаемых на ЕГЭ. Каждый урок должен удовлетворять стремление ребёнка к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность. Необходимо как можно чаще давать ученику возможность побывать в позиции автора, стать автором не только творческих работ, сочинений, но и отдельных предложений, высказываний. Любой урок должен быть направлен на активизацию мыслительной деятельности (ученик должен быть активным); на развитие речи учащегося как условия интеллектуального, нравственного, духовного развития личности.

Были показаны уроки:

Чеботаева Е.В. в 10 «А» классе по УМК  Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В. – урок русского языка по теме «Текст как речевое произведение». Тип урока – обобщение изученного. Цель: обобщить и систематизировать представление о своеобразии текста как речевого произведения. Были соблюдены все этапы  современного урока. На уроке использовались тексты нравственной проблематики, которые комплексно анализировались учащимися в группах. Десятиклассники определяли авторскую позицию, проблему каждого текста. Урок способствовал подготовке учащихся к ЕГЭ и в то же время стал своеобразным совместным поиском духовных ориентиров.

Шпота О.Е. в 11 «Б» классе по УМК Зинина С.А., Чалмаева В.А.- урок литературы «Концепция любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Цель: посмотреть, как сам М.А. Булгаков трактует любовь. Осознание цели урока, наличие литературных параллелей с произведениями других писателей 20 века, опорные слова  помогли учащимся  понять концепцию любви в романе М.А. Булгакова. Были соблюдены все этапы  современного урока. Данный урок был уроком нравственности, что особенно важно для учащихся одиннадцатого класса, которые скоро покинут стены школы и выйдут в самостоятельную жизнь.

Алексеева М.А. в 6 «Б» классе по УМК  Разумовской М.М - урок русского языка по теме «Рассказ». Тип урока – обобщение и систематизация изученного. Цель: обобщить и систематизировать представление о рассказе. Были соблюдены все этапы  современного урока.На уроке были использованы элементы комплексного  анализа текста. Дополнены знания учащихся о повествовании как типе речи. Учащиеся самостоятельно создавали в группах тексты заданного жанра. Урок получился насыщенным, подготовил хорошую почву для дальнейшего развития и совершенствования навыка работы с текстом.

Открытые уроки, данные учителями русского языка и литературы, имели нравственную и практическую направленность. Учащиеся были активны, учителя только координировали деятельность учащихся. Отлично продумана и организована работа в группах и парах. Учителя наглядно показали применение проектной работы учащихся на уроках, которую подготовили во время урока и вне урока. Учащиеся МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №27 г. Орска» показали высокие коммуникативные умения, навыки исследовательской деятельности, умение работать с полученной информацией.

Педагоги школы подтвердили свой высокий уровень, показали готовность и умение делиться накопленным опытом, способность двигаться вперед, повышая профессиональное мастерство. Тема семинара была полностью реализована.

После проведения открытых уроков состоялось обсуждение.

Соловых Т.П. ("СОШ № 37»), Сараева Т.И. ("СОШ № 8), Мифтахитдинова Л.Р. ("СОШ № 1) высказали своё мнение по поводу посещённого ими урока  литературы Шпота О. Е. в 11 «Б» классе. Было отмечено, что  данный урок поразил своей эмоциональностью, красочностью, добротой, наличием постоянного контакта между учителем и учащимися, взаимоподдержкой, сохранением интриги до самого финала.

Присутствующих потрясли прозвучавшие на уроке стихотворения, в том числе и чтение самого учителя. Запомнился  завершавший урок момент, когда учащиеся делились друг с другом «теплом своих сердец»,  а учитель – цветами с гостями. Были выдержаны все этапы современного урока, грамотно выстроено повторение. Прослеживалась многолетняя плодотворная работа с текстом.

         Сыресенкова Л.И., методист НМЦ, отметила личностный рост  учителя Шпота О.Е., назвала её урок уроком высокой нравственности без назидания.  Большая удача – выбранная  учителем   всеобъемлющая  концепция  любви, заставившая иначе посмотреть на роман «Мастер и Маргарита». Сыресенкова Л.И. ещё раз напомнила присутствующим на семинаре учителям, что особая миссия литературы – поделиться с учащимися любовью к миру.

Рязанцева Л.М. ("СОШ №  12»), Струкова  ("СОШ № 43), Ламерт С.В. ("СОШ № 20) высказались по поводу посещённого ими урока русского языка Алексеевой М.А. в 6 «Б» классе.  Присутствующие на уроке педагоги отметили, что урок творческий, соответствует современным требованиям. Учащиеся свободно владеют терминологией, выполняют разные виды анализа текста, активно работают на протяжении всего урока. Речь у учащихся шестого класса связная, они  выразительно читают стихотворения, свободно излагают свои мысли, чему способствует положительная эмоциональная атмосфера на уроке, создаваемая музыкальным сопровождением, репродукциями, сюжетными рисунками, что позволило учащимся глубже погрузиться в тему урока, способствовало достижению воспитательных задач.

Фролова И.М. ("СОШ № 11»), Бакайкина Е.П. ("СОШ № 52»), Лабурева Л.А. ("СОШ № 5), Кузьмина Е.В. ("СОШ № 29) высоко оценили посещённый ими урок русского языка  Чеботаевой Е.В. в 10  «А» классе, назвав Елену Владимировну учителем-виртуозом. Запомнилось необычное начало урока, удачная подборка текстов для анализа, оценочные листы.  Коллеги были приятно удивлены тем, что  класс, в котором учатся в основном юноши,  так умело  анализирует сложные тексты, выявляет авторскую позицию, формулирует самостоятельно свою позицию  по предложенной проблеме. Учитель обращался к литературе, к жизненным примерам, что позволит учащимся подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ. Урок был насыщенный, интересный, эмоциональный. Полностью соответствует требованиям ФГОС.

Сыресенкова Л.И., методист НМЦ, подвела итог семинара, поблагодарила всех присутствующих, пожелала профессиональных

Категория: Новости | Просмотров: 283 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Воскресенье, 17.12.2017, 22:14
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0