- 23 декабря 2013 г. в школе № 37 состоялся семинар «Духовно-нравственное воспитание учащихся как средство формирования гражданской позиции личности через полезную творческую деятельность на уроках русского языка и литературы».
Присутствовало 26 человек из СОШ № 4, 8, 13, 15, 17, 20, 22, 23, 25, 26, 29, 37, 38, 43, 49, 51, 52, 53, 88.
Семинар состоял из 4 частей: теория, практика, внеурочная деятельность, рефлексия.
Руководитель ШМО Соловых Т.П. предоставила вниманию коллег доклад, в котором были обозначены основные задачи учителей-предметников:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие,
- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускниками целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, соответствующей усилению воспитательного потенциала школы;
- современные технологии нетрадиционного обучения: интерактивные; игровые; проблемного обучения. Предпочтение данным технологиям объясняется тем, что к ним проявляют наибольший интерес учителя - словесники. Наиболее перспективной формой работы обозначена групповая форма работы.
Чтобы поделиться опытом работы по данной теме, учителя провели следующие уроки:
- Урок русского языка в 5 классе по теме: «Гармония человека и природы» (Обучение написанию сочинения по картине В.Д.Поленова «Московский дворик»). Учитель 1 категории Свешникова Т.Г. Урок носил обучающий характер. В нем учащиеся познакомились и с творчеством художника, и учились развивать чувство прекрасного, понимать, что значит для человека его малая Родина, расширили свой кругозор значимостью этой картины в жизни такого писателя, как И.С.Тургенев.
- Урок литературы в 10 классе по теме: «Душа моя как клад», и в ней «любви моей к тебе сокровища лежат». Анализ стихотворения А.К.Толстого «Не ветер, вея с высоты…». Учитель высшей категории Любославова И.А. Учитель предложил урок комплексного применения знаний и умений, и учащиеся продемонстрировали высокий уровень подготовки. Групповая работа была нацелена на умение строить речевое высказывание, умение его презентовать, высказать собственное мнение, анализировать стихотворение и приобретенные на уроке умения и навыки.
- Урок литературы в 7 классе по теме: «Подвиг любви бескорыстной» (по поэме А.Н.Некрасова «Русские женщины»). Учитель 1 категории Бойко Н.Ю. На этом уроке семиклассники учились определять основную тему творчества поэта методом сопоставления ранее изученных произведений, учитель пытался пробудить чувство уважения к женщине, а учащиеся называют образы русских женщин и дают им характеристику, приходят к пониманию подвига гражданина своей страны.
- Урок литературы в 11 классе по теме: «Нравственные проблемы рассказа В.Конькова «Уголок свиданий». Подготовка к сочинению-рассуждению. Учитель 1 категории Ишкинина Г.В.
На этом уроке нравственности учащиеся не только готовились к сочинению-рассуждению, но и говорили о высоких человеческих ценностях: долг перед родителями, уважение старших, оценка своих поступков. Анализируя текст, учащиеся выявили ключевые проблемы: взаимоотношения поколений, жертвенности материнской любви, одинокой старости. О проблеме одинокой старости 11 класс знает не понаслышке, т.к. посещает Дом престарелых людей г.Орска.
Учащиеся 11 класса презентовали работу школьного литературно-критического журнала «Золотая птица» под руководством учителя русского языка и литературы Любославовой И.А.
|