Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2014 » Декабрь » 24 » Городской семинар «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через создание проблемной ситуации"
22:30
Городской семинар «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через создание проблемной ситуации"

      10 октября 2014г. в МОАУ СОШ № 88 прошел городской семинар учителей русского языка и литературы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы через создание проблемной ситуации», подготовленный учителями СОШ № 88.   По регистрации на семинаре присутствовали учителя гимназии № 1, СОШ № 4,  5, 13, 17, 26, 28, 29 (2), 49, 50, 52 (2), 54, 88.  После представления   школы директором Батутиной Г.А. учителя были разделены на группы для посещения уроков.

Урок литературы учителя первой  категории Рогозиной О.Е. «Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» - гимн родной природе»  в 6 классе  начался с выполнения творческой работы учащимися под  музыку А. Вивальди  «Времена года. Зима»: обучающиеся с большим удовольствием писали мини-сочинение о зиме. Это помогло им  в определении темы урока и постановке целей. Далее под  музыку Г. Свиридова «Метель»  ученица рассказала об истории создания стихотворения «Зимнее утро», а  Оксана Евгеньевна прочитала выразительно наизусть стихотворение Пушкина.    Анализируя поэтическое произведение, учащиеся выяснили значение устаревших и диалектных слов,  определили тему, идею стихотворения, выяснили, какие художественно-выразительные средства и для чего использовал поэт, на примерах из текста выяснили, что такое аллитерация, антитеза, с какой целью автор использовал эти приёмы. Шестиклассники учились выразительно читать стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».  Весь урок сопровождался показом презентации, на слайдах которой были репродукции картин  русских художников о зиме. Домашнее задание также было направлено на реализацию творческих способностей учащихся: выучить наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро», нарисовать иллюстрации к стихотворению. Для желающих – попробовать свои силы в пейзажной лирике, сочинить свое стихотворение.

Урок был интересным, ярким, эмоциональным, поэтому  получил высокую оценку присутствующих коллег.

На семинаре был представлен урок в 6 классе «Фразеологизмы и их значения», проведенный учителем русского языка второй категории Шешминцевой Е.Ю.

В начале урока ребята рассказали о В.И.Дале – авторе «Толкового словаря живого великорусского языка», затем была проведена фронтальная беседа по вопросам, которая актуализировала имеющиеся у учащихся знания.

На занятии ребята работали в группах и была четко продумана деятельность каждой группы, нацеленной на самостоятельный поиск, обработку и представление информации, решение проблемной ситуации. Учащиеся  рассказывали об особенностях фразеологизмов,  истории их происхождения, опираясь на иллюстрации. Выполняли задания по нахождению фразеологизмов с ошибками, работали с карточками по выявлению  отличительных признаков свободных словосочетаний и  фразеологизмов. Фразеологическая викторина проводилась с целью выявления знаний по определению автора и произведения крылатых выражений и устойчивых словосочетаний. Среди  заданий была представлена работа с кроссвордом, развивающая логическое мышление и способность нахождения правильного варианта ответа. Во время учебного процесса для предупреждения утомления своевременно и качественно была проведена физкультминутка. В конце занятия педагог организовал  рефлексию настроения и  содержания  результатов урока. Домашнее задание  было направлено на реализацию творческих способностей учащихся: написать сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужны фразеологизмы в русской речи?» Учителем была проделана большая работа по подбору материала к уроку, разработаны разные виды заданий. Ученики  стараются самостоятельно находить знания, принимают активное участие в работе.

Эмоциональное воздействие на учащихся, проблемные вопросы,  совместный поиск истины,  сделали урок  практически значимым и информационно  насыщенным.

На семинаре был дан урок русского языка в 11 классе учителем первой категории Белоусовой Л.Е. Тема урока «Готовимся к ЕГЭ». Целью урока являлась подготовка к ЕГЭ.

Были поставлены следующие задачи:

воспитательная – создание условий для развития личностных качеств – коммуникативные умения (вести беседу, обсуждать материал по теме, отстаивать свою точку зрения), познавательные и эстетические потребности (воспитание любви к Родине и русскому языку);

развивающая – создание условий для развития высших психических функций личности – содержательность высказываний ( при обсуждении вопроса), объём и концентрация внимания, логическое и абстрактное мышление; обучающая -  - стимулирование умственной деятельности учащихся. После чтения эпиграфа урока учитель попросил объяснить, как  ученики понимают значение слов Белинского. Прозвучал отрывок из стихотворения С. Абдуллы о русском языке.

Вступительное слово учителя о значении языка в жизни человека. Следующим этапом урока была лексическая разминка. Далее задание «Третий лишний» - в каждом ряду исключить лишнее слово, образованное не тем способом образования, что остальные. Это задание помогло учащимся вспомнить способы словообразования.

Следующее задание носило название «Конструирование» - с данными словами учащиеся должны были сконструировать словосочетания и определить способы подчинительной связи. На уроке были даны два задания по анализу текстов, которые помогли вспомнить материал по темам: «Двусоставные и односоставные предложения», «Предложения со вставными конструкциями», «Местоимения» и др. Интерес у учащихся вызвал блиц-опрос, в ходе которого они должны были определить художественные средства и синтаксические фигуры, используемые авторами стихотворений. В заключение урока была работа по карточкам, которая включала в себя практическое задание  - графически прокомментировать постановку знаков препинания и выполнение тестов по теме «Словосочетание и предложение»

Цель урока была достигнута. Задачи выполнены. Урок прошёл в быстром темпе, учащиеся работали активно. Все запланированные задания были выполнены, поставлено большое количество оценок.

Урок русского языка в 5 классе по теме «Виды предложений по цели высказывания», учитель 1 категории   Камалова  С.Н.. Учитель  на всём протяжении урока осознаёт цели и задачи урока. Достижение цели  на  уроке осуществлялось  в рамках сквозных тем: «Морфема как часть слова», «Орфография». Все этапы урока продуманы, логически связаны,  дозированы во времени: постановка учебной цели (в сотрудничестве с учителем учащиеся определяли цели урока); проблемный диалог по теме; составление предложений; работа в парах; рефлексия, взаимопроверка. Проблемно-диалогический урок способствовал возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной мотивации. На уроке были использованы технологии: здоровьесберегающие, работа в  парах,  проблемный диалог. Задания носили поисковый характер («докажи»,  «объясни»,  «сравни»), использовался наглядный материал: аудиозапись сказки «Сказка о мёртвой царевне» (учащиеся не только смотрели  отрывок из сказки, но слушали, как звучат виды предложений в речи). Объём и характер самостоятельной работы (работа выполнялась по вариантам на закрепление данной темы) соответствовал возрасту. В психологическом аспекте урок направлен на реализацию     развивающей функции обучения: на развитие восприятия, внимания, воображения, мышления, речи учащихся. Учитель Камалова С.Н. создавала на уроке доброжелательную и раскрепощённую атмосферу, поддерживала учащихся одобрительной оценкой, дети были свободны в выражениях своих мыслей.

Результативность урока: цель урока достигнута, основные дидактические задачи урока решены.

Внеклассное мероприятие  «Белеет парус одинокий…»,  посвящённое  200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова, было проведено учителем русского языка и литературы Каковихиной Л.Г.  Была поставлена цель мероприятия: раскрыть незаурядную личность поэта.

В начале урока звучала песня И.Талькова «Поэты не рождаются случайно», что должно было подвести ребят к мысли о преемственности судеб лучших сынов России.   На протяжении урока, перемежаясь со стихотворениями, высказываниями современников о личность поэта и его творчестве, звучали романсы на стихи М.Ю.Лермонтова в исполнении школьного ансамбля и учениц 9Б класса (руководитель, учитель музыки  Чугуевская Т.В).   Цель урока достигнута. Урок запомнится ребятам надолго, так как они сами над ним трудились.

 

Участниками семинара отмечена большая, хорошо продуманная работа педагогического коллектива школы по подготовке и проведению посещенного мероприятия. Практически для всех уроков характерны большой объем изучаемого или повторяемого материала, высокий уровень его сложности, а также воспитательная направленность текстов. Нужно отметить хорошую подготовленность учащихся к урокам, разнообразие предлагаемых заданий, использование элементов проблемного обучения. Стремление учителей представить результаты своей работы, активное применение репродуктивных методов способствовало отработке практических умений и навыков, но затрудняло осуществление самостоятельного приращения знаний, не позволяло в должной мере формировать у обучаемых навыки поисковой деятельности. Были отдельные отступления от требований, предъявляемых современному уроку.

Интересно задумано и подготовлено внеклассное мероприятие, посвященное М.Ю. Лермонтову. Доступно, понятно, задушевно представлены факты из жизни поэта, истории, связанные с его семьей, трагические линии его судьбы. Но продолжительный монолог учителя не позволил в полной мере реализовать сценарий: немногие учащиеся были  задействованы в мероприятии.

Обращая внимание на достаточно высокий интеллектуальный и творческий потенциал учителей русского языка и литературы школы, нужно поблагодарить педагогов за предоставленную возможность познакомиться с накопленным ими опытом работы. 

Категория: Новости | Просмотров: 331 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вторник, 21.11.2017, 20:23
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0