Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2017 » Апрель » 25 » Семинар по теме «Использование парной работы на уроках русского языка и литературы в целях повышения качества образования школьников»
20:08
Семинар по теме «Использование парной работы на уроках русского языка и литературы в целях повышения качества образования школьников»
  • 17 ноября 2016 г. в СОШ № 15 был проведен семинар по теме «Использование парной работы на уроках русского языка и литературы в целях повышения качества образования школьников».

Присутствовало 19 учителей-предметников из гимназии № 3, СОШ № 2, 5, 8, 13, 15, 17, 29, 38, 40, 49, 51, 54, 88.

С докладом выступила Шалынина Л.Г.

При обсуждении выступления учитель Высочина Т.А. (СОШ № 38) отметила, что были представлены необходимые теоретические сведения по данной теме (цели и задачи парной работы; принципы формирования пар: статические, динамические, вариационные; правила работы в парах) и даны методические рекомендации. Интересными показались примеры использования парной работы на уроках русского языка и литературы (интерактивные игры, сопоставительная работа, «виртуальная встреча», «интерьер»). Высочина Т.А. обратила внимание на целесообразность использования парной формы работы на определенных этапах урока (при введении и обобщении теории, в тренинге, при организации аудирования и работы с текстом, при создании алгоритма). Она отметила, что выступление учителя сопровождалось презентацией.

Было дано 4 открытых урока:

1.Урок русского языка в 5 классе по теме «Прямое и переносное значение слов». (Артамонова Е.В., первая категория)

Денисова О.А. (гимназия № 3) отметила, что урок был посвящен Дню Матери, поэтому задания были связаны с этой темой. Уже на первом этапе был создан благоприятный психологический настрой. Понравился доброжелательный тон учителя. Повторялся изученный материал, дети работали в паре, осуществляя взаимоопрос по теме «Лексика». Учащиеся обменялись подготовленными дома карточками с заданием, в котором нужно было указать однозначные и многозначные слова. Затем оценили друг друга и сделали выводы о многозначности слова.

Хорошо осуществлялась постановка учебной задачи. Учащимся был предложен текст «Золотая мама», необходимо было выписать все словосочетания со словом «золотой». Затем учащиеся обратились к толковому словарю учебника и рассмотрели лексическое значение данного слова. Ученики установили, что слово может употребляться не только в прямом, но и переносном значении. Учащиеся сформулировали тему и цель урока, обратились к учебнику, сделали выводы по теме. Понравилось, что все работали активно.

Жулдаякова Г.М (СОШ № 40) отметила, что на этапе закрепления изученного материала ученики выразительно читали «Легенду о матери», работали в парах. Первый вариант выписывал слова, употребленные в прямом значении, второй - слова в переносном значении. Затем проводилась взаимопроверка. На экране были обозначены верные ответы. После этого дети придумали свое продолжение легенды. На этапе рефлексии учащиеся тоже работали в паре, оценивали работу друг друга на уроке.

2. Урок литературы в 7 классе по теме «Н.В.Гоголь «Тарас Бульба». Истоки героизма и предательства.» (Землянскова Е.А, Б/К) .

Королева Е. Ю. (гимназия № 3) отметила, что урок построен логично. На первом этапе учитель обратился к определению жанра повести и ее особенностям. Затем обсудили вопрос, кто из русских писателей и поэтов обращался к теме истории страны. Ребята вспомнили писателей и поэтов, которые обращались к данной теме, и назвали произведения.

Вторым этапом урока была проверка домашнего задания. Ребята подготовили презентацию и интересное сообщение о времени действия в повести.

Третий этап урока – формулировка темы и постановка задач, которые будут реализованы на уроке. Этот этап урока начался с вопроса о впечатлениях учащихся о повести. Затем была проведена парная работа. Дети выделили основные темы, которые поднимаются в произведении (Тема семьи, любви, патриотизма, предательства добра, подвига, чести). На уроке много говорилось о нравственных ценностях воспитании патриотизма.

Таранов В.Н (СОШ № 8) отметил работу в группах: нужно было определить образную систему главных героев и дать им характеристику по определенному плану. Необходимой была работа над жанром произведения.

Логичным было обращение к пословицам и поговоркам. Учащиеся работа в парах, объясняя их значение.

В уроке прослеживался воспитательный момент, отработаны понятия «патриотизм», «герой». Речь учителя сопровождалась зрительным рядом. Интересным на уроке было составление синквейна .

На дом учащиеся получили творческое задание (написать небольшое сочинение «Подвиг и предательство в моем понимании»).

Кузьмина Е.В. (СОШ № 29) отметила важность осмысления на уроке философских понятий «семья», «любовь».

Было высказано пожелание внимательнее относиться к речи учащихся, вовремя исправлять ошибки.

3. Урок русского языка в 10 классе по теме «Принципы русской орфографии» (Полунина Н.М., первая категория).

Бабаева Т.А. (СОШ № 13) отметила, что урок очень содержательный. Учащиеся выделили основные принципы русской орфографии и научились соотносить орфограмму с принципом написания. В урок была включена орфоэпическая разминка, проводились различные виды разборов (фонетический, морфологический), языковой анализ текста.

Продуктивной была работа в парах. Например, учащиеся с данными словами составляли предложения, объясняли написание выделенных гласных, определяли соответствие принципа орфографии и написания: запевать — запивать, приведение — привидение, умалять — умолять, седеть — сидеть, освящение — освещение.

Был продуман раздаточный материал, учащиеся работали с перфокартами. После выполнения задания на уроке осуществлялась взаимопроверка. В конце урока составили синквейн по теме в парах:

Орфография.

Морфологический, фонетический.

Развивает, учит, увлекает.

Люди пишут, а время стирает.

  • правил.

Кузьмина Е.В. (СОШ № 29) отметила, что интересным было подведение к теме урока. Учащиеся проводили лингвистический эксперимент, анализировали грамотность в интернете (Несколько лет назад в одной из газет была опубликована информация об эксперименте, в ходе которого через любую поисковую систему предлагалось задать любое немыслимое слово, чтобы найти единомышленников, которые именно так и пишут. Слово «еденомышленник» было найдено на 111 серверах, а лидерами, по данным поисковой системы «Яндекс», стали слова «агенство, обьявление, сдесь, адресс.»), затем сами сформулировали цели и задачи. На уроке прозвучали сообщения учащихся об истории русской орфографии, был представлен мини - проект «Принципы русской орфографии».

Выполняя задания, учащиеся правильно называли типы орфограмм («Безударная гласная в корне, проверяемая ударением», «Безударная гласная в корне, не проверяемая ударением», «Безударная гласная в корнях с чередованием», «Изменение корневой гласной с и на ы», «Приставки на –з, -с; пре-, при-; с-), объясняли написание слов.

В материал урока были включены задания ЕГЭ (Какое высказывание не соответствует содержанию текста? Определите стиль и тип текста.)

4. Урок литературы в 6 классе по теме «Роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» (Марченко Н.Г., первая категория).

Королева Е.Ю. (гимназия № 3) обратила внимание на необычное эмоциональное начало урока: ученица читала стихотворение нашего земляка «Родное Оренбуржье» под музыку П.Чайковского, в это время на экране шли слайды пейзажей Оренбургского края (межпредметные связи). Ребята говорили о любви к родному краю, о красоте природы.

Удачно была создана проблемная ситуация, что помогло учащимся сформулировать тему урока и цели. Ученики вспомнили, что такое пейзаж, какую роль он играет в литературных произведениях, например, в произведении А.С. Пушкина «Дубровский».

Анализ рассказа начался с эпизода описания июльского дня. Учащиеся прослушали образцовое чтение описания июльского дня (аудиозапись) в исполнении актрисы Т. Овсянниковой и одновременно просматривали слайды летнего дня.

Продуктивной была парная работа. Учащиеся не только находили средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение), но и верно давали определение этим понятиям (закрепление литературоведческих терминов). Затем отвечали на вопрос, какова роль пейзажа в этом отрывке.

Следующий этап работы - описание утра. Королева Е.Ю. отметила работу учителя над выразительным чтением текста учащимися, во время которого звучала музыка Грига.

Таранов В.Н. (СОШ № 8) отметил логическое построение урока, уместность групповой работы с текстом. Учащиеся сравнивали описание утра и описание дня, говорили о том, что, рисуя картину утра, автор использовал в основном олицетворение, а в описании июльского дня - эпитеты; правильно находили слова и выражения, которые передают чувства человека. Ученики хорошо знают изобразительно-выразительные средства языка, называют их в ходе анализа текста.

Учащиеся познакомились с таким понятием, как кольцевая композиция, говорили о ее роли в данном произведении.

Один из этапов урока был посвящен анализу отрывка из «Бежина луга» - описанию ночного пейзажа. Удачным моментом урока было чтение учителем отрывка из произведения, на фоне которого звучала аудиозапись звуков ночной природы, были продемонстрированы слайды картин ночи. Учащиеся говорили о роли ночного пейзажа, о том, как автор создает атмосферу таинственности и тревожности.

В конце урока учащиеся в парах составили синквейн (природа или пейзаж).

Денисовой О.А. (СОШ № 17) понравилась выставка рисунков учащихся (изображение дня, утра, ночи). Логически завершая урок, учитель предложил дать письменный ответ на вопрос о роли пейзажа в рассказе Тургенева «Бежин луг». В заключение урока учащиеся ответили на вопросы (Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу? Что хорошо получилось? Какие затруднения испытывали на уроке?) Домашнее задание было дифференцированным: предлагалось выучить понравившийся отрывок наизусть или написать сочинение о любом времени суток.

Королевой Е.В. (гимназия № 3) интересным показался воспитательный момент урока - любовь к родному краю.

Рязанцева Л.М (СОШ № 5) отметила эмоциональное начало урока, когда учитель обратился к другим видам искусства - музыке и живописи. Это помогло заинтересовать учеников. В целом урок получился живым, эмоциональным.

В заключение Кузьмина Е. В. поблагодарила учителей школы за проведенный семинар и подытожила мнение присутствующих коллег о том, что каждый учитель нашел для себя то, что можно использовать в работе.

 

 

Категория: Новости | Просмотров: 43 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вторник, 17.10.2017, 12:27
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0