Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2014 » Ноябрь » 13 » Семинар «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»
19:59
Семинар «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения»

28 октября 2014 года в гимназии № 2 был проведён семинар «Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения» для учителей города, на котором присутствовали учителя разных специальностей, в том числе учителя русского языка из школ № 4, 25, 29, 37, 43 (2), 49, 50, 52, 54, гимназии № 3.

В числе 33 уроков были показаны уроки 6 учителей русского языка и литературы.

Интегрированные уроки — один из путей реализации ФГОС  ООО.   Основной  задачей образования на современном этапе является формирование конкурентоспособной личности. Новые образовательные стандарты направлены именно на реализацию этой задачи. Перед школой возникает необходимость перестраивать учебный процесс в соответствии с запросами общества. Одним из путей реализации нового государственного стандарта преподаватели  гимназии № 2 видят в проведении интегрированных  уроков. В старших классах особенно необходимо проводить интегрированные уроки, так как они способствуют умению обучающихся применять свои знания на практике. На этой ступени обучения  продолжается дальнейшее формирование исследователя, целенаправленная подготовка к успешному обучению в ВУЗах и дальнейшей интеллектуальной деятельности, т.е. создание оптимальных условий для самореализации нравственной личности. Основной методологический принцип – системно-деятельностный подход, обнаруживающий межпредметные связи дисциплин и общие принципы построения научного знания  и  формирующий научное мировоззрение.

            На семинаре был представлен именно такой бинарный урок  в 9 классе «Уроки романа Дж. Оруэлла «1984», проведенный учителем русского языка высшей категории Плотниковой О.В. и учителем истории и обществознания высшей категории Карякиной Ю.Н.

Динамическое начало урока – проведение зарядки под современную аранжировку популярной песни – оказалось удачно найденным ходом для начала анализа художественного произведения. Ощущения, испытанные девятиклассниками минуту назад, позволили им понять иное состояния героя произведения, когда они просматривали кадры из кинофильма.

Эмоциональное воздействие на учащихся, проблемные вопросы, вызов на диалог, совместный поиск истины, обмен мнениями сделали урок ярким, насыщенным, практически значимым. Деятельность учащихся и педагогов можно характеризовать как деловое сотрудничество заинтересованных лиц.

Два педагога разных специальностей очень хорошо продумали содержание урока, его составляющие и линии развития, что позволило сделать его цельным, монолитным, не распадающимся на отдельные части. Русский язык, литература, обществознание, перекликаясь, дополняя друг друга, помогали раскрыть глубину и остроту социальных, политических, нравственных проблем.

Была четко продумана деятельность каждой группы, нацеленной на самостоятельный поиск, обработку и представление информации, решение проблемной ситуации. «Литературоведы», «Языковеды», «Политологи», «Правоведы», «Философы» давали определения и характеристики явлениям и терминам, указывали признаки, выделяли ключевые слова, доказывали примерами сделанные выводы, совместно с педагогами определяли уроки романа, логично завершая деятельность каждой группы. Учащиеся внимательно слушали своих одноклассников и оценивали их и свою работу по пяти критериям.

Верно расставленные акценты, важные и доступные для понимания выводы формировали у девятиклассников убеждения и принципы, личностную позицию, осознанное отношение к актуальным проблемам.

Среди творческих заданий были представлены и сочинения, написанные с опорой на текст романа и в соответствии с критериями оценивания работ на ОГЭ по русскому языку и обществознанию.

Нужно также отметить, что на этом учебном занятии просмотрелись практически все дидактические требования к современному уроку, заявленные на пленарном заседании. Уровневое домашнее задание предложено на выбор, в том числе отсроченное – исследовательская работа.

Урок получил высокую оценку присутствующих коллег.

Бинарный урок в 11 классе, представленный учителями литературы высшей категории Старковой Е.В и учителем истории высшей категории - Прошкиным Р.В, «Советская Россия в годы Гражданской войны», позволил большой, сложный для осмысления, противоречивый материал облечь в яркую эмоциональную форму. Переплетение сухих цифр и фактов с художественным словом М. Шолохова («Донские рассказы») позволило далекое для нынешних одиннадцатиклассников страшное время сделать осязаемым и близким. Мотивируя обучающихся к изучению материала, педагоги «подвели» учеников к определению границ «знания/незнания» по теме (история), обратили внимание на присутствие военной темы в предстоящем сочинении (литература; некоторые ученики на пробном сочинении выбирали именно ее). В дальнейшем одиннадцатиклассники наметили план изучения темы, работали с учебными и историческими текстами, в том числе в группах и парах, реализуя план. Каждое наблюдение заканчивалось выводом, сформулированным самими учащимися. Осваивая новые понятия, обучающиеся проводили словарную работу (добровольный – добровольческий и др.), попутно актуализируя знания по русскому языку. 

Строки из стихотворения М. Волошина, вынесенные в эпиграф к уроку, стали лейтмотивом разговора о бесчеловечной сути гражданской войны. Об этом говорили обучающиеся, отмечая ключевые слова в приказах военачальников Красной Армии (и опять органичными стали попутные наблюдения языковых особенностей текста), обсуждая фрагмент кинофильма об убийстве Николая II и его семьи, анализируя поступки героев «Донских рассказов» М. Шолохова.

Эмоциональной точкой в этом разговоре стал рассказ ученицы о картине В. Верещагина «Апофеоз войны», а также прочтение до конца стихотворения М. Волошина, строчки из которого были вынесены в эпиграф: «Молюсь за тех и за других…». Яркое, эмоциональное чтение наизусть одним из учеников  стихотворения о Гражданской войне подвело своеобразный итог занятия. Домашнее задание (ответ на проблемный вопрос в формате ЕГЭ – по вариантам) позволит обучающимся еще раз осмыслить материал урока и сформировать личностное отношение к трагическим событиям.

Хотелось бы отметить огромную работу, проделанную учителями, чтобы урок получится информационно и эмоционально насыщенным, чтобы состоялся «труд души» ученика, чтобы, ненавязчиво направляя деятельность обучающихся, дать возможность самим одиннадцатиклассникам анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Учителем высшей квалификационной категории Пограницкой Г.И. был проведен открытый урок в 5в классе по теме «Слог. Ударение». Урок начался с веселой истории-путаницы о мальчике Пете, который перепутал слова Орган и оргАн. Это помогло подвести обучающихся к теме урока, которую они сами и сформулировали. При постановке цели урока учащиеся умело определяли границы знания и незнания по теме. В процессе выполнения упражнений, работы с карточками,  лингвистических игр обучающиеся самостоятельно формулировали основные особенности русского ударения, придумывали свои примеры, закрепляя новый материал. Все обучающиеся принимали активное участие в работе, проявляли интерес к теме, задавали вопросы учителю, смело высказывали своё мнение.

На протяжении всего урока учителем учитывались санитарно – гигиенические требования к уроку: соблюдалась правильность рабочей позы учащихся, для предупреждения утомления своевременно и качественно была проведена физкультминутка, которая по содержанию связана с темой и  работала на решение задач урока.

Логическим продолжением урока стало творческое домашнее задание – шуточный рассказ «Что произошло в городе, когда жители забыли правила ударения в словах…». Это задание позволит обучающимся осмысленно проанализировать все особенности русского ударения, сделать выводы.

В заключение хочется отметить, что учителем была проделана огромная работа по подбору материала к уроку, урок получился информационно насыщенным, интересным и плодотворным. В конце занятия педагог организовал не только рефлексию настроения и эмоционального состояния, но и рефлексию содержания учебного материала и результатов урока. Ученики адекватно оценили свою работу и работу товарищей.

Урок учителя высшей категории Зевакиной Н.В. «Морфологические способы образования», в 6 классе, начался с лингвистической разминки: обучающиеся анализировали морфемную структуру слов и соотносили их с предложенными схемами, при этом объясняя сходства и различия в строении слов, лексическое значение, значение отдельных морфем. Это помогло сформулировать учащимся тему урока и задачи. Далее обучающиеся работали с теоретической статьей учебника, отмечая уже известное и новое, требующее осмысления. Работа с упражнением (наблюдение за использованием в стихотворении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) «привела» учеников к выводу об изобразительных возможностях словообразования, а также о способности морфем (в частности, суффиксов) «сообщать» дополнительную информацию (возраст героини стихотворения). Далее обучающиеся попробовали составить свои предложения или текст, используя существительные с указанными суффиксами, отметив, что выбор суффиксов повлиял на выбор темы предложений.

  Знакомство с каждым новым способом образования также начиналось с занимательной разминки-наблюдения над процессом образования слова: решения лингвистических уравнений, определения лишнего в ряду подобных. Затем – разбор теоретического материала, практическая работа. Это способствовало тому, что обучающиеся четко осознали различия способов словообразования, последовательность действий при определении способа образования слова, что помогло им в итоге сформулировать алгоритм («восстановить порядок действий»). Самостоятельная работа с последующей самопроверкой показала, что все обучающиеся справились с заданием на «хорошо» и «отлично», а значит, материал урока усвоен хорошо – это показал и этап рефлексии. Практическую часть домашнего задания обучающиеся могли выбрать: выполнять упражнение из учебника или составить карточку для одноклассника на определение изученных способов образования слов.

  Нужно также отметить, что после каждого вида работы учитель предлагал обучающимся сделать вывод по наблюдениям; при этом формы заданий были ученикам интересны, а сами задания достаточно сложны: они заставляли пристальнее всматриваться в строение и значение слова и ощущать радость от маленькой победы.  Учитель же постоянно подбадривал учеников, отмечая их успехи. Четкость в построении урока в целом, интегративность заданий, соответствие отобранного для урока материала и  форм работы возрасту, уровню подготовки обучающихся и целям урока способствовали реализации развивающего потенциала учебного занятия.

Шпота О.Е., учитель высшей категории, предъявила урок в 5 классе «Басни И.А.Крылова». Урок литературы – всегда особый урок, ведь здесь говорят о добре и зле, дружбе и предательстве, любви и ненависти. Поэтому и эмоциональный настрой на урок очень важен – именно с добрых, подбадривающих слов  начала свой урок Шпота О.Е. Учащиеся повторили достаточно объемный теоретический материал по теме, а затем к ним в гости «пришли» два знаменитых баснописца – Эзоп и И.А.Крылов. Элемент инсценирования помог обучающимся наглядно представить, какие далекие времена и страны связывает жанр басни. Отметив афористичность  языка басен, ученики вспомнили строчки знаменитых крыловских творений, далее, разбившись на группы, приступили к освоению основного содержания урока – изучению басен И.А.Крылова: особенностей строения и образной системы, использования выразительных средств в жанре басни («теоретики»), их реализации в басне «Свинья под дубом» («исследователи»), «перекличке эпох» в басне С. Михалкова («преемники»), инсценированию басни И.А. Крылова («актеры»). Таким образом, на уроке обучающиеся развивали не только коммуникативные и т.п. компетенции, но и творческие способности. В конце урока ученица прочитала басню собственного сочинения. Домашнее задание также было направлено на реализацию творческих способностей учащихся: составить книжку-малышку с иллюстрациями по басням Крылова или сочинить собственную басню. В конце занятия обучающиеся оценили не только собственную работу на уроке, но и свое эмоциональное состояние. Было очевидно, насколько психологически комфортно чувствовали себя ученики на уроке.

Чоповской И.Н., учителем высшей категории, был проведён урок литературы в 6 классе «Роль художественных средств в раскрытии идеи сказки В.М.Гаршина «Attaleaprinceps». Урок, проведённый в форме групповой работы,  - современный урок. Теоретический диктант со взаимопроверкой, проведенный на 1 этапе в качестве повторения терминов, показал учителю готовность учащихся к уроку и имел мобилизационное значение. Каждый этап работы в группе подводил учащихся к осмыслению использования разнообразных средств выразительности. Итогом работы стали глубокие размышления учащихся  о нравственных качествах, присущих всем живым существам планеты, а одно из основных направлений ФГОС 2 поколения – внимание к развитию личности ребёнка.

 

Всеми учителями русского языка и литературы гимназии № 2 были проведены уроки, соответствующие требованиям ФГОС 2 поколения и системно-деятельностному подходу  в обучении, при котором ученики  стараются самостоятельно находить знание, а не брать его в готовом виде.

 

Категория: Новости | Просмотров: 487 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вторник, 17.10.2017, 12:29
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0