Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2017 » Апрель » 25 » Творческая площадка учителей русского языка 10-11 классов (апрель)
20:20
Творческая площадка учителей русского языка 10-11 классов (апрель)

Творческая площадка учителей русского языка 10-11 классов  состоялась 05.04.2017 г.

Тема. Сочинение-рассуждение как средство развития коммуникативных и речемыслительных умений учащихся

План заседания:

1) Текст. Сочинение-рассуждение по исходному тексту. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.

2) Текст. Подготовка к сочинению. Пишем заключение.

 

На заседании присутствовало 22 человека из разных школ и гимназий города (Гимназия №3, школы: № 1, 2, 5, 6, 11, 13, 17,18, 23, 24, 27, 28, 29, 31, 35, 37, 39, 49, 51, 52, 88).

 

В начале творческой площадки Любовь Ивановна Сыресенкова (методист НМЦ) поблагодарила учителей, принимавших участие в разработке уроков для МЭОЦ (Методического электронного образовательного центра Министерства образования Оренбургской области и Оренбургского государственного университета), за качественную работу.

 

По первому вопросу выступила Елена Викторовна Курушкина (учитель школы №37), которая представила свой опыт работы по подготовке старшеклассников к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ.

В начале своего выступления Елена Викторовна напомнила коллегам о требованиях критерия «Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме» (К4).

Традиционно сложным этапом подготовки к написанию сочинения является, по справедливому замечанию Курушкиной Е.В., работа над аргументацией. Несмотря на то, что на сегодняшний день издано много пособий с подбором аргументов и у каждого учителя есть свой накопленный опыт, этот вид работы у учащихся вызывает определенные затруднения. Елена Викторовна отметила распространённые недостатки: неуместная аргументация (когда выпускник приводит аргумент не по теме), неумение рассуждать, отсутствие иллюстрации к аргументу, довод ученика не развивает тезис, а перефразирует, повторяет его, аргументация подменяется выражением своего отношения к автору, героям, событиям исходного текста.

Елена Викторовна считает, что работу по обучению написания аргументации собственной позиции по проблеме необходимо начинать с подачи теоретического материала (знакомство с критериями, видами и способами аргументации, структурой аргумента).

На первом этапе Курушкина Е.В. знакомит учащихся с задачей, которую необходимо им решить, с видами аргументов (логические, иллюстративные, ссылки на авторитет), с возможными способами аргументации (поддерживающая и опровергающая). Если учащиеся согласны с позицией автора, то их тезис сов­падет с авторским мнением. Елена Викторовна обращает внимание на то, что старшеклассники должны пос­тараться не повторять доводы автора, использованные в тексте, а привести свои.

Курушкина Е.В. отметила, что аргументы «за» должны быть:

• правдивыми, опираться на авторитетные источники;

• доступными, простыми, понятными;

• отражающими объективную реальность, соответ­ствующими здравому смыслу.

В случае несогласия с автором учащимся придется выстраивать опровергающую аргументацию, что требует от пишущего такта, подчеркнутой корректности (кстати, необходимость этической корректности в сочинении особо подчеркнута в критериях оценки задания 25). Поэтому Елена Викторовна рекомендует учащимся соглашаться с позицией автора и приводить утверждающие аргументы.

Курушкина Е.В. отметила в качестве сильного аргумента в сочинении обращение к читательскому опыту. Учащиеся чаще всего в качестве 1 аргумента приводят аргументы из художественных произведений школьной программы, крайне редко - из научно-популярной литературы.

Далее Елена Викторовна знакомит учащихся с требованиями написания аргументов, основанных на читательском опыте. Опыт показывает, что слабым учащимся желательно в сочинении пользоваться клише при введении аргументации. В своей работе Курушкина Е.В. предлагает специальные варианты клише.

Необходимо, по мнению Елены Викторовны, научить выпускников строить аргументы по определенной схеме:

  1. предложение, позволяющее осуществить переход от согласия с автором;

  2. указать автора и название его произведения;

  3. привести пример-иллюстрацию из названного произведения;

  4. сделать микровывод по данному аргументу.

    В своей работе по подготовке к написанию аргументации Елена Викторовна сначала предлагает ребятам образцовые аргументы из художественной литературы: анализируя их, они обращают внимание на сложные элементы структуры написания аргументов. На их основе старшеклассники создают свои высказывания.

При обучении использования аргумента из жизненного опыта Курушкина Е.В. начинает работу с четкого объяснения данного понятия. Под жизненным опытом следует понимать все его богатство, которое может быть использовано для обоснования справедливости сформулированного тезиса.

Примеры Елена Викторовна рекомендует брать из просмотренных кинофильмов, различных телепередач, личной и общественной жизни. Если учащиеся приводят в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения, советует воспользоваться фразами-клише.

Курушкина Е.В. отметила, что исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека. Это позволит сделать аргументацию собственного мнения по проблеме довольно сильной.

Убеждающему часто выгодно обратиться к «третьей стороне» — сослаться на мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости. Сила таких аргументов, по справедливому замечанию Курушкиной Е.В., состоит в том, что, используя их, мы обращаемся к коллективному запасу знаний, который всегда больше, чем у отдельных лиц.

Елена Викторовна обозначила основные аспекты практической работы по подготовке к написанию аргументов в сочинении:

  1. Начиная со среднего звена, ребята составляют памятку в помощь выпускникам 11 класса, где прописывают проблемы по каждому изученному произведению.

  2. Разновидностью работы по данному направлению является выполнение тренингов.

  3. Уже в 10 классе каждый учащийся заводит отдельную тетрадь с банком аргументов по изучаемым программным произведениям. Выявляются проблемы в изученных произведениях, учащиеся прописывают к ним аргументы.

  4. Работа по отработке навыков написания аргументов осуществляется как на уроках русского языка и литературы, так и на спецкурсе «Технология проектной деятельности по написанию сочинения-рассуждения». Этот спецкурс позволяет строить свою работу, используя разные технологии (групповая работа, проектная деятельность, проведение надпредметных уроков).

  5. Презентации разных видов помогают при обучении написанию аргументов.

  6. Обращение к разным интернет-банкам аргументов.

  7. Мы все знаем, что школьники лучше запоминают правила, представленные в виде схем и таблиц. Поэтому учащиеся знакомятся с соответствующими книгами и пособиями для качественной подготовки к ЕГЭ, которые используются на уроках и дома.

Елена Викторовна поделилась с коллегами материалами (конкретными текстами, образцами, примерами и пр.), представленными на электронном носителе.

 

По второму вопросу выступила Елена Анатольевна Матвиенко (учитель школы №2), которая представила свой опыт работы по подготовке учащихся к написанию сочинения на ЕГЭ.

В начале своего выступления Елена Анатольевна отметила, что заключение, как и вступление, не оценивается в балловой шкале, но без него рассуждение будет выглядеть незавершенным, учащиеся могут потерять баллы за логичность построения и цельность работы. Поэтому Матвиенко Е.А. советует потратить силы на создание полноценного заключения. Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом (и содержательно, и по стилю), быть небольшим по объему.

Так, учащимся следует напомнить о том, что заключение

1) должно быть органично связано с текстом, с его проблематикой, с предыдущим изложением;

  1. должно завершить сочинение, еще раз обратив внимание эксперта на самое главное;

  2. должно быть логическим завершением рассуждений по поводу темы, проблем, поставленных автором;

  3. может отражать личное отношение к героям текста, проблеме;

  4. может представлять собой развернутую или логически завершенную мысль, высказанную во вступлении;

  5. заключение придает работе завершенность.

    Елена Анатольевна предложила варианты заданий, которые помогают успешно готовить школьников к написанию заключения:

    1) предложить заключения различных сочинений и задание определить, какой(ие) прием(ы) использован(ы) в них;

    2) написать несколько вариантов заключений, основанных на разных приемах, указать названия структурных частей сочинения.

    На первых уроках обучения написанию сочинения на ЕГЭ Матвиенко Е.А. предлагает учащимся памятку «Структурные (композиционные) части сочинения-рассуждения», в которой в т.ч. представлены клише для создания заключения.

    Елена Анатольевна предложила учителям следующие приемы, используемые в заключении:

    1) итог (обобщение основных мыслей – своих или авторских);

    2) призыв, обращение к читателю;

    3) открытый вопрос (носит риторический характер либо требует дальнейшего обдумывания читателем);

    4) цитата;

    5) умолчание;

    6) спор с воображаемым собеседником.

     

    В заключение творческой площадки Елена Владимировна Чеботаева (руководитель ГТП) поблагодарила учителей за плодотворное и активное участие в работе городской творческой площадки 10-11 классов в течение учебного года.

     

РЕШЕНИЕ:

 

1. Использовать в своей практике преподавания опыт учителя МОАУ «СОШ №37 г. Орска» Курушкиной Елены Викторовны и учителя МОАУ «СОШ №2 г. Орска» Матвиенко Елены Анатольевны по подготовке старшеклассников к написанию ЕГЭ по русскому языку.

2. Обращаться в своей работе к материалам, систематизированным педагогами Курушкиной Е.В. и Матвиенко Е.А.

Категория: Новости | Просмотров: 66 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 23.09.2017, 19:25
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0