Творческая площадка учителей русского языка 10-11 классов состоялась 01.02.2017 г.
Тема. Комплексный анализ текста как средство качественной подготовки к ЕГЭ
План заседания:
1) Морфологические и грамматические нормы.
2) Сочинение-рассуждение как средство развития коммуникативных и речемыслительных умений учащихся. Текст. Выявление проблем. Способы формулировки. Как писать вступление к сочинению.
На заседании присутствовало 43 человека из разных школ и гимназий города (Гимназия №2, Гимназия №3, Православная гимназия, Лицей №1, школы: № 1, 2, 4, 5, 8, 11, 13, 15, 17, 18, 20, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 31, 32, 35, 37, 37, 38, 43, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 88, Рекорд).
По первому вопросу выступила Ю.С. Нагайцева (учитель Лицея №1). Юлия Сергеевна представила свой опыт работы по подготовке старшеклассников к написанию ЕГЭ.
В начале своего выступления она напомнила коллегам о том, что подготовка к экзамену должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с разными орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения. С 5 класса на уроках ученики под руководством учителя записывают в тетради не просто правила, а создают правила-помощники, систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним, рисуют схемы-опоры, кластеры.
Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков Юлия Сергеевна с 5-го класса включает в учебный процесс тестовые формы контроля, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ. Но целенаправленная подготовка к ЕГЭ начинается в 10 классе. Важно, по мнению Ю.С. Нагайцевой, рационально использовать отведенное время для подготовки к ЕГЭ. Юлия Сергеевна предложила свой вариант работы:
1. Повторение теоретического материала с использованием схем, алгоритмов, различных видов опроса, устных зачётов на уроке (на этапе проверки домашнего задания).
2. «Продвинутая» лекция с привлечением сильных учеников или самостоятельная работа по повторению и систематизации знаний по теме урока (раздаточный материал, справочники, схемы, презентации, таблицы и т.д.). Для этого теоретический материал необходимо представлять в обобщенном и компактном виде в схемах и алгоритмах. Подобная систематизация материала, по мнению Юлии Сергеевны, способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного и по отдельной теме, и по всему курсу русского языка. Теорию, как фундамент знаний, следует повторять в виде лекций, семинаров, презентаций, самостоятельной работы.
3. Групповая работа по отработке заданий на закрепление полученных знаний.
4. Самостоятельный выбор задания. Индивидуальная работа по выполнению тестовых заданий.
В период обучения русскому языку с 5 по 7 класс Ю.С. Нагайцева осуществляет изучение грамматических и морфологических норм русского языка, в 7 классе систематизирует с учениками пройденный по теме материал в таблицы и схемы. С целью предотвращения совершения грамматических ошибок в сочинении Юлия Сергеевна считает необходимым проводить систематическую работу по отработке навыков употребления глаголов, глагольных форм, наречий, частиц на следующие правила:
1) употребление временных форм глаголов;
2) образование действительных и страдательных причастий;
3) образование деепричастий;
4) употребление частицы «бы»;
5) согласование подлежащего.
Целесообразной, с точки зрения Юлии Сергеевны, является работа над своими ошибками в сочинениях, изложениях, а также взаимопроверка. По окончании 7 класса она предлагает учащимся итоговый тест по изученному материалу.
Следует обратить внимание на соотнесенность заданий в 7, 8 и 11 классах. Так, задания на соблюдение морфологических и синтаксических норм русского литературного языка встречаются в региональном экзамене для учеников 7-8 классов (в 7 классе – задание №1, в 8 классе – задание №7), в 11 классе в ЕГЭ – это задания №6 и 7.
Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, на взгляд Ю.С. Нагайцевой, заключается в том, что традиционно в школьном обучении предпочтение отдается изучению правил орфографии и пунктуации, но при этом упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом.
Юлия Сергеевна предложила учителям рекомендации по подготовке учащихся к экзамену. Рекомендации представляют собой блок из нескольких занятий по отработке морфологических и синтаксических норм. Каждое занятие содержит теоретическую часть (набор обобщенных таблиц и небольшой комментарий к ним) и практическую часть (тест). Рекомендуется каждое занятие по подготовке к ЕГЭ начинать с устной работы со словом. Учащиеся должны произносить слова с правильным ударением, вслушиваться в их конкретное звучание.
Особое внимание Ю.С. Нагайцева обратила на выполнение задания №6 «Морфологические нормы (образование форм слова)».
В КИМах широко представлены примеры с ошибками в образовании форм имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов. Для выполнения данного задания необходимо хорошее знание теории. Кроме того, следует знать следующие нормы:
1. Образование и употребление именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных.
2. Род имён существительных.
3. Образование и употребление степеней сравнения имен прилагательных.
4. Падежные формы имен числительных, употребление собирательных числительных, употребление слов оба, обе, употребление числительных полтора, полтораста.
5. Образование и употребление местоимений.
6. Образование и употребление глаголов: личные формы, возвратные формы, формы повелительного наклонения некоторых глаголов, формы прошедшего времени глаголов.
7. Образование причастий и деепричастий, наречий.
Юлия Сергеевна отметила, что образование форм имен существительных является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных в именительном падеже множественного числа. Поэтому целесообразно предлагать ученикам словарики из слов, часто встречающихся в экзаменационных заданиях. Эти слова Юлия Сергеевна советует школьникам заучивать и запоминать.
На уроке Ю.С. Нагайцева старается давать различные задания на отработку умения соблюдать нормы морфологии: тестовые задания (в формате ЕГЭ), указание примера с ошибкой, указание примера без ошибки, образование от данных существительных формы И.п. и Р. П. мн.ч., указание рода имён существительных и составление словосочетание прил. + сущ., образование от прилагательного или наречия всех возможных степеней сравнения, склонение числительных, образование от глагола причастия и деепричастия и т.д.
Юлия Сергеевна поделилась опытом работы с учащимися над заданием 7 ЕГЭ («Синтаксические и грамматические нормы»).
По мнению Ю.С. Нагайцевой, неудачи при выполнении этого задания во многом объясняются недостаточностью систематизированных знаний у экзаменуемых в области синтаксиса словосочетания, простого и сложного предложений, непрочностью сформированных метапредметных логико-познавательных умений (умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать).
Юлия Сергеевна напомнила коллегам о видах ошибок, наиболее часто предлагаемых учащимся для анализа.
1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
4. Ошибка в построении предложения с однородными членами.
5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
7. Неправильное построение предложения с косвенной речью.
8. Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
9. Ошибка в построении сложного предложения.
Для выполнения задания 7 необходимо знать типичные случаи нарушения синтаксических норм. Материал для расширения речевого опыта Ю.С. Нагайцева систематизировала по темам и представила в презентации «Ошибкоопасные конструкции»:
1. Управление:
1) глаголы с разным управлением в качестве однородных членов предложения;
2) разное управление у глаголов и существительных;
3) разное управление у слов со сходным значением;
4) разное управление у глаголов с отрицанием и без него;
5) употребление названий произведений литературы и искусства;
2. Конструкции с предлогами:
1) предложное управление;
2) использование предлогов в беспредложных конструкциях;
3) предлоги при однородных членах предложения;
4) предлоги в, на — с, из.
3. Употребление полной формы прилагательных вместо краткой:
1) в роли сказуемого выступают краткие формы прилагательных;
2) полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения.
4. Предложения, придаточная часть которых начинается с союзного слова кто
5. Нарушения в предложениях с деепричастными оборотами.
6. Нарушения в предложениях с причастными оборотами:
1) согласование причастия с определяемым словом;
2) смешение страдательных и действительных причастий;
3) совмещение конструкций с причастным оборотом и словом который:
7. Предложения с союзным словом который:
1) ошибочный разрыв между определяемым словом и придаточным предложением со словом который;
2) ошибочное управление словом который.
8. Ошибочная передача косвенной речи.
9. Предложения с двойными союзами:
1) неправильное расположение союзов в предложении;
2) ошибочное удвоение союза чем: нежели чем;
3) нарушение структуры союза не так…, чем вместо не так…, как:
10. Предложения с однородными членами:
1) использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения:
2) использование полных и кратких форм прилагательных.
Для отработки умения соблюдать грамматические нормы русского языка Ю.С. Нагайцева использует тестовые задания формата ЕГЭ, а также карточки с различными заданиями: укажите предложение с ошибкой (какой-то конкретной), назовите, какая грамматическая ошибка допущена в предложении, запишите предложение в исправленном виде.
Анализ сочинений, как отметила Юлия Сергеевна, показывает, что типичными грамматическими ошибками остаются следующие:
- ошибки в построении предложений с однородными членами;
- ошибка в построении предложений с деепричастным оборотом;
- нарушение норм управления;
- ошибочное образование форм слов;
- ошибки в построении сложного предложения.
После написания каждого сочинения Юлия Сергеевна проводит анализ и работу над ошибками.
По второму вопросу выступила О.И. Коробова (учитель и директор школы №49). Она поделилась своим опытом подготовки учащихся к написанию сочинения (задание 25 ЕГЭ по русскому языку). В частности, она остановилась на аспектах работы, связанных с постановкой проблемы, их формулированием, а также поделилась с коллегами материалами и из собственного опыта преподавания, и из практики продуктивного использования пособий различных авторов и иных материалов.
Так, отметила Оксана Ивановна, каждый год учителю приходится искать разнообразные способы и приемы создания собственных текстов учениками, что связано с разным уровнем подготовки детей, приходящих в 10-ые классы. В связи с этим О.И. Коробова назвала различные трудности, с которыми сталкивается учитель:
- низкая начитанность школьников;
- неразвитая устная и письменная речь;
- маленький словарный запас;
- неумение работать с текстом;
- неумение и нежелание слышать и слушать учителя;
- смешение сочинения-рассуждения (задание 25) и итогового литературного сочинения.
В соответствии с обозначенными трудностями складывается система обучения написанию сочинения-рассуждения (задание 25). Оксана Ивановна рассказала об аспектах своей работы по подготовке учащихся к сочинению.
1. Построение работы по формулировке проблем на уроках литературы и русского языка по всем видам текстов (проза и поэзия).
2. Анализ эпизодов художественных текстов, анализ лирических произведений, анализ художественных произведений вслед за автором.
3. Создание разного рода мини-сочинений, письменные ответы по карточкам, письменные формулировки выводов к этапам урока, к анализу произведений, создание схем, логических цепочек текстов.
4. Работа с текстом на вычленение темы текста, основной мысли автора, ключевых слов, работа по абзацам.
5. Выполнение различных работ по тексту (на карточках).
6. Предоставление примерных речевых клише и клише по примерным сочинениям, подбор ключевых глаголов, глаголов-синонимов, использование конструктора текста.
7. Построение предложений по типу сложноподчиненных и бессоюзных сложных.
8. Четкое разграничение сочинения-рассуждения и итогового литературного сочинения.
9. Разбор сочинений по тематическим группам.
10. Разбор сочинений по текстам публицистического и художественного стиля.
В заключение выступления Оксана Ивановна рекомендовала учителям использовать при подготовке к ЕГЭ по русскому языку следующие пособия (разных лет издания):
-
Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Москва. Издательство «Экзамен».
-
Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. Теоретический курс. Алгоритм работы с текстом. Москва. Издательство «Экзамен».
-
Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. Ростов-на-Дону. Издательство «Легион».
- В.Н. Александров, О.И. Александрова. Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Москва. Издательство «Русское слово».
РЕШЕНИЕ:
1. Принимать активное участие в работе творческих площадок в течение всего учебного года.
2. Использовать в своей практике преподавания опыт учителя Лицея №1 Нагайцевой Ю.С. и учителя МОАУ «СОШ №49» Коробовой О.И. по подготовке старшеклассников к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку.
3. Обращаться в своей работе к пособиям Г.Т. Егораевой, Н.А. Сениной, А.Г. Нарушевича, В.А. Александрова и О.И. Александровой.
|