На заседании творческой площадки учителей русского
языка 10-11-ых классов 18.12.2013г.
присутствовало 20 человек. Были рассмотрены вопросы: 1)Методические рекомендации. Трудности
учащихся при решении заданий по
синтаксису А23,А24.
Лукашкина Г.В. , гимназия №1,
подчеркивает, что достаточно простые, на первый взгляд, задания А23 и А24
вызывают у некоторых выпускников затруднения и поэтому имеет смысл
обратить на них внимание. Чтобы
успешно решить эти задания, выпускнику нужно очень хорошо разбираться в
строении предложения. Он ясно должен
себе представлять, что предложения по строению бывают простые и сложные,
необходимо повторить и закрепить материал по темам: «Однородные члены предложения», «Знаки препинания в простых
предложениях с однородными членами», «Знаки препинания в бессоюзных сложных
предложениях». Задание А 23
проверяет умение проводить синтаксический
анализ простого предложения. Ученик
должен знать правила постановки знаков препинания в простом
предложении, осложненном однородными
членами.
В помощь
коллегам для учащихся был предложен алгоритм действий.
А24. В каком
предложении нужно поставить двоеточие? Задание
проверяет умение проводить синтаксический
анализ сложного бессоюзного предложения. Но учащимся
часто предлагаются в качестве ответов
и простые предложения с обобщающим словом при них.
Поэтому
прежде чем приступить к выполнению этого задания, ученик должен отличать
простое предложение с однородными членами и обобщающим словом при них от
сложного бессоюзного, в составе которого
2 или несколько простых
предложений. Чтобы учащимся легче
запоминались правила, учитель предложил опорные схемы.
2) По вопросу «Аргументация экзаменуемым собственного мнения
по проблеме» выступила учитель русского языка и литературы школы №49 Алехина Л.Е. Аргументация собственного
мнения по проблеме вызывает затруднения у учащихся и в силу того, что нужно
владеть многими навыками, например, сопоставления, анализа эпизодов, и в силу
того, что учащиеся даже выпускного класса на сегодняшний день мало читают.
Во-первых, учащихся необходимо познакомить с видами аргументов: логические,
иллюстративные, ссылки на авторитетов, показать на примерах, что такое
дедуктивное и индуктивное рассуждение, дефиниционное рассуждение. После
теоретического блока следует познакомить учащихся с композиционным оформлением
аргументов. Они должны занимать «подчинительное положение
в смысловой иерархии по отношению к утверждаемому, служить материалом для
выводимых положений». Была предложена схема:
Утверждение (тезис)
Почему это так?
(потому что, так как, оттого что)
Аргумент 1
Аргумент 2
ВЫВОД
При обучении
написанию аргументов учитель рекомендует использовать подготовительные этапы
разного характера, например:
Задание 1.
В предложенном фрагменте текста
определите тезис, аргументы, вывод.
Задание 2.
Подберите к данному тезису ещё
два аргумента, сделайте вывод. К предложенному тезису подставляйте вопрос
(Почему?)
Задание3.
Напишите рассуждение о том, как
вы понимаете изречение римского императора Марка Аврелия: «Люди существуют друг
для друга». Аргументируйте свою точку зрения.
Задание 4.
Руководствуясь требованиями
критерия 4, определите, какие фрагменты сочинений оценены 3,2,1 и 0 баллов. Аргументируйте
свою точку зрения.
Фрагмент 1.
Я целиком и полностью разделяю позицию автора, потому что я тоже
романтик, живу так, как живут эти люди, о которых он пишет. Поэтому мне
интересно было читать о них: я в себе находила те качества и черты характера,
что свойственны такому типу человечества. Мне тоже жаль окружающих, которые
сидят дома и живут спокойной, размеренной жизнью.
3) Методические
рекомендации методиста НМЦ Сыресенковой Л.И. Обсуждение демоверсии для 8 класса
на сайте РЦРО г.Оренбурга.
|