Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2017 » Апрель » 25 » Творческая площадка учителей русского языка 7-8 классов (февраль)
20:16
Творческая площадка учителей русского языка 7-8 классов (февраль)

Состоялась творческая площадка

учителей русского языка и литературы 7-8 классов (09.02.2017 г.)

 

Тема. Система работы по подготовке учащихся 7-8 классов к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (3 заседание по данной теме)

 

Были рассмотрены вопросы:

 

1) Система подготовки учащихся 7-8 классов к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

2) Как повысить грамотность (программы Н.Романовой и С.Штильмана)

 

На заседании присутствовали учителя гимн. №1, №2, №3, лицея 1, школ №1, 4, 5, 6, 11, 15, 17, 20, 23, 24, 25, 26, 28, 35, 40, 43, 49, 51, 52, 63, 88.

По первому вопросу выступила Зевакина Н.В., учитель русского языка и литературы МОАУ «Гимназия №2», представившая свою систему работы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения. Она напомнила формулировку задания регионального экзамена: «Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста… Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

  • Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

  • Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.В. Панова.

  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

  • Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».

    Наталья Васильевна подчеркнула, что, выполняя задание, ученик должен опираться на критерии оценивания, а для успешного выполнения задания необходимо:

  • объяснить смысл приведенного высказывания;

  • найти в исходном тексте два примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате, и определить их роль в тексте;

  • аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;

  • логично выстроить работу и грамотно ее написать;

  • проверить сочинение с точки зрения соблюдения в нем всех норм – орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых.

     

    В своём выступлении Зевакина Н.В. остановилась на разграничении понятий «клише» и «штапм», указав, что при написании сочинения учащиеся могут пользоваться типовыми конструкциями.

    В материалах площадки представлены тексты для сочинений, разработки уроков по подготовке к написанию сочинения-рассуждения.

По второму вопросу выступила Л.Р.Мифтахитдинова, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №1 им.А.С.Макаренко», которая рассказала о различных методиках повышения грамотности: методике индивидуальной коррекции грамотности Сергея Штильмана и программе «Без правил» Н.Романовой. Данный материал известен учителям, но не всегда используется, поэтому интересен и полезен для рассмотрения.

1) Преподаватель словесности Сергей Штильман убежден, что можно научить писать грамотно? Но в режиме индивидуального подхода. Дело за малым: нужно лишь знать, как это делается. Нужно при этом иметь в виду и то, чего делать не надо. И все. Как с обработкой мрамора, из которого нужно высечь скульптуру: убрать лишнее, оставить необходимое. И желательно при этом не перепутать одно с другим. Методика индивидуальной коррекции грамотности не претендует на то, чтобы стать альтернативой преподаванию русского языка в школе. Коррекция не заменяет процесса обучения, а лишь устраняет огрехи, допущенные в нем.

2) Основные преимущества Школы грамотности Романовых, как утверждает автор в следующем:

  1. Предельная простота терминологии и системы, отсутствие громоздких школьных «правил».

  2. Нацеленность на решение конкретных частотных проблем учащихся.

  3. Живая организация занятий, включенность каждого учащегося в рабочий процесс вместо «паразитарной» модели обучения, предлагаемой репетиторами.

  4. Решение проблем именно с грамотным письмом, а не попытка охватить всю академическую дисциплину «русский язык». Курсы нацелены на выработку стойкого навыка практической грамотности.

  5. Отсутствие в методике «вирусов» и исключений, которыми заражены многие правила школьной программы и которые неизбежно приводят к системным ошибкам.

    Чем отличается школа Романовых, по мнению Н.Романовой, от ряда бесчисленных организаций, предлагающих учащимся помощь в подготовке к предмету «русский язык»? Практически любые курсы русского языка основаны на тех же принципах и той же программе, которая предлагается в средней общеобразовательной школе. Ее минусы очевидны - громоздкая система правил, которая, во-первых, абсолютно не усваивается учащимися, а во-вторых - содержит бесчисленные «вирусы», гарантированно ведущие к ошибке.

    «Курсы, основанные на традиционной методике, лишены того, чем сильна программа Натальи Романовой «БЕЗ ПРАВИЛ», а именно классификации системных ошибок учащихся (ошибки на «границах слов», «КВАГИ» (квазиграмматизмы) и т. д.). Нельзя слепо бороться со всеми ошибками сразу, это так же неразумно, как бросаться с шашкой наголо против роя пчел. Курсы русского языка по программе «БЕЗ ПРАВИЛ» ставят последовательные задачи — сначала справиться с главными ошибками и довести до автоматизма основные позиции при письме — слитность, «гармошка» (правописание «ни» и «не»), научить писать словарные слова без помощи словаря (применение «регулярных блоков», ликвидация квазиграмматизмов). Освоение этих навыков автоматически поднимает оценку ученика как минимум на один балл, так как это наиболее частотные позиции при письме» - так утверждает Н.Романова в одном из своих интервью.

     

РЕШЕНИЕ:

1. При подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, учитель должен помнить, что эта работа ведется систематически и целенаправленно и включает в себя развитие умения обучающихся выстраивать логическую цепочку: тезис – аргументы – вывод, знакомство с приёмами написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и отработку их в системе уроков, повторение и обобщение знаний по всем разделам лингвистики, формирование умений и навыков применения их на практике. Не остаётся без внимания использование инновационных педагогических технологий. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления», интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаи- вать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

2. Учителям необходимо обратить внимание на методики повышения грамотности, возможность применения их элементов в индивидуальной работе с учащимися.

Категория: Новости | Просмотров: 365 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 19.04.2024, 19:24
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0