Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2017 » Апрель » 25 » Творческая площадка учителей русского языка 9 классов (апрель)
20:19
Творческая площадка учителей русского языка 9 классов (апрель)

Творческая площадка учителей русского языка 9 классов состоялась 10.04.2017 г.

На заседании городской творческой площадки учителей 9-ых классов  присутствовало 19 человек из разных школ и гимназий города (Гимназия №3, Лицей№1; школы: № 1,2,5,6,11,15, 23, 24, 26, 27,29, 31,50,51,88)

Тема площадки: «Лексические средства языка. Выразительные средства лексики".

 

Повестка заседания:

 

1. Обучение выполнению задания 3.
2. Группы синонимов по значению. Задание 6.

 

 

По первому вопросу выступила О.Е.Рогозина (СОШ №88), которая представила свой опыт работы по подготовке учащихся к выполнению задания №3 ОГЭ. Оксана Евгеньевна отметила, что задание № 3 предполагает проверку знания учащимися выразительных средств лексики и фразеологии, а также владения анализом средств выразительности (базовый уровень знаний).

Работу по подготовке к выполнению задания ОГЭ учитель организует следующим образом:

  1. Проводит классификацию изобразительных средств, которыми достигается образность художественной речи (на основе имеющихся базовых знаний): тропы (образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении) и стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее выразительность слова).

Результатом классификации является таблица, в которой отражены выразительные средства, их толкование и пример из художественного текста, демонстрирующий выразительное средство.

Образное средство

Толкование

Пример

Тропы

Эпитет

Образное определение, подчеркивает свойства предмета.

Ужасная судьба отца и сына:

Жить розно и в разлуке умереть.

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Слова-указатели сравнения: точно, словно, как или похож на…

Мухи тучей носились над столом.

Метафора,

развёрнутая

метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.

Руки милой- пара лебедей-

В золоте волос моих ныряют.

Олицетворение

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: способностью мыслить и чувствовать, говорить.

Руки милой- пара лебедей-

В золоте волос моих ныряют

Метонимия

Замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности).

Читал Пушкина.

Синекдоха

Разновидность метонимии. Замена названия одного явления названием его части или, называя целое, подразумевают его часть.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

Гипербола

Образное преувеличение (в силе, размере)

В сто сорок солнц закат пылал.

Литота

Художественное преуменьшение

Мужичок с ноготок, мальчик с пальчик.

Перифраз

Троп, состоящий в замене названия лица описанием признаков.

Царь зверей вместо лев

Царица полей вместо пехота.

Стилистические фигуры

Антитеза

Резкое противопоставление предметов, их свойств, явлений.

Они сошлись:

Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень.

Оксюморон

Соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих сущность изображаемого.

Ветер веселый и зол и рад.

Парцелляция

Членение предложения, при котором высказывание реализуется в нескольких интонационно-смысловых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.

У Елены беда стряслась. Большая. Неожиданная.

Риторический вопрос

Оборот речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме.

Русь-тройка! Куда несешься ты?

Лексические сочетания

Фразеологизмы

Неделимое, целостное по значению словосочетание

Бить баклуши, закадычный друг, тут как тут.

Контекстные антонимы

Выразительное средство создания контраста в условиях контекста

Отцы и дети, мир ваш неделим.

       

 

  1. В условиях подготовки к ОГЭ на первоначальном этапе проверяет теоретическую подготовку учащихся.

 

  1. Практическую подготовку осуществляет за счет выполнения упражнений разного уровня сложности, заключительным из которых является решение тестовых заданий в формате ОГЭ.

 

Далее Оксана Евгеньевна предложила коллегам города свои наработки: тестовые задания по теме, презентации и варианты заданий с разных сайтов.

 

По вопросу «Группы синонимов по значению. Задание 6» выступила Т.А.Михайлова (СОШ №1 им. А.С. Макаренко), которая поделилась своей системой по подготовке учащихся к выполнению задания № 6. Татьяна Александровна отметила, что задание № 6 ориентировано на умение выпускников заменять указанное слово стилистически нейтральным синонимом.

По словам учителя, задание № 6 несложное. Но у многих учеников оно вызывает трудности, т.к. русский язык настолько богат, что одно слово может иметь не один и не два, а несколько десятков синонимов. Поэтому нередко в ответах приводится не один вариант, а два или даже три возможных. Несмотря на это, как показывает практика (в частности итоги ГИА и ЕГЭ), многие учащиеся школ по-прежнему весьма слабо ориентируются в вопросах, связанных с лексикой, а именно с заменой синонима стилистически нейтральным, что является типичной ошибкой при выполнении задания №6.

Задача педагога - показать, что синонимы выполняют в нашей речи различные функции: они позволяют избежать употребления в контексте одних и тех же слов, служат средством более точной организации мысли, средством характеристики и оценки явления, помогают выразить отношение говорящего к предмету высказывания. В работе над синонимическими средствами нужно постоянно привлекать примеры из художественных произведений, чаще отсылать учащихся к словарям. Такую работу по обогащению словарного запаса нужно проводить с 5 класса при изучении фонетики, морфологии, орфографии, синтаксиса, стилистики. Одного повышения орфографической и пунктуационной грамотности недостаточно, девятиклассники должны демонстрировать и общую речевую культуру: выражать свои мысли, находить точные слова и образные выражения, выбирать нужные части речи.

Татьяна Александровна считает, что особое место в усвоении языковых единиц лексики в 5 классе должно отводиться работе с синонимами, антонимами. Приемы введения синонимов в активный словарь учащихся разнообразны:

- толкование значения слова с помощью контекста; подбор синонимов, антонимов к слову, составление предложения с ним; ознакомление с синонимическими рядами, составление синонимических рядов;

- семантико-стилистический анализ синонимов, который развивает чувство языка и стиля, воспитывает привычку быстро и точно находить нужное слово;

- нахождение синонимов в тексте.

 

Т.А.Михайлова полагает, что постоянная, но разнообразная работа по подготовке к

выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть

психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески

подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по

подготовке учащихся к ГИА, но всех объединяет одно: необходим результат. И это не только

успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности,

уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности

компетентной.

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ:

 

1. Принять к сведению информацию, полученную на заседании площадки.

2. Продолжить создание методической копилки учителей 9 классов.

3. Принимать активное участие в работе творческих площадок в течение 2017-2018

учебного года.

Категория: Новости | Просмотров: 51 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 23.09.2017, 19:24
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0