Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2017 » Январь » 10 » Творческая площадка учителей русского языка и литературы 10-11 классов (декабрь)
09:00
Творческая площадка учителей русского языка и литературы 10-11 классов (декабрь)

Творческая площадка учителей русского языка и литературы 10-11 классов состоялась 6.12.2016 г.

Тема. Комплексный анализ текста как средство качественной подготовки к ЕГЭ.

 

На заседании присутствовал 31 учитель из разных школ и гимназий города (Гимназия №1, Гимназия №2, Лицей№1; школы: №1, 2, 5, 11, 17, 18, 20, 23, 27, 28, 29, 32, 35, 37, 38, 43, 49, 51, 52, 53, 54, 88).

По первому вопросу выступила И.С. Савельева (учитель ВК Гимназии №1), которая познакомила присутствующих на заседании учителей с опытом своей работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ.

Ирина Сергеевна обозначила цель своей деятельности при подготовке школьников к ЕГЭ – совершенствование практических орфографических и пунктуационных умений, связанных с анализом различных языковых единиц. Реализация поставленной цели достигается через решение следующих задач:

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика;

- стимулирование учащихся к свободному высказыванию своих мыслей без боязни ошибиться;

- использование системы непрерывного устного и письменного тренинга на уроке и дома;

- психологическая настроенность школьников на ситуацию экзамена.

В связи с введением ЕГЭ, по мнению Ирины Сергеевны, необходимо отказаться от количественных знаний учащихся, следует работать над формированием универсальных способов познания, мышления, практической деятельности.

Савельева И.С. отметила, что правильно организованные упражнения должны вырабатывать обобщенные умения и сознательные навыки применения орфографических правил и оперирования грамматическими понятиями. Для этого они должны удовлетворять следующим требованиям:

- упражнения должны иметь характер задач, вызывающих необходимость применять для их решения изученные учащимися приемы или способы умственной работы;

- для закрепления и совершенствования этих приемов необходимо количество повторений, достаточное для автоматизации умений и навыков;

- для выработки обобщенных умений следует варьировать языковой материал упражнений с тем, чтобы учащиеся привыкали применять понятия или правила к языковым фактам и явлениям, находящимся в разнообразном лексическом и синтаксическом контакте.

Ирина Сергеевна отметила, что свою систему подготовки учащихся к ЕГЭ она строит на наиболее эффективных приемах обучения. Каждый ученик, имея свою образовательную траекторию, поэтапно осваивает необходимый материал, приобретает практические орфографические и пунктуационные навыки, что способствует успешной сдаче ЕГЭ.

Савельева И.С. охарактеризовала применяемые ею основные приемы и способы подготовки учащихся к ЕГЭ. Так, на уроках она использует не только сборники тематических тестов, выпущенных Центром тестирования РФ, но и привлекает самих учащихся к составлению тематических тестов (по орфографии, пунктуации, словообразованию, морфологии, синтаксису, орфоэпии и т.д.), поиску необходимой информации (примеры изобразительных средств из текстов художественной литературы). Подобная работа необходима, чтобы в условиях ЕГЭ изменить позицию ученика: от объекта научения, получателя информации до активного субъекта умения, конструирующего нужные для этого способы действия.

Как отметила Ирина Сергеевна, для того чтобы ученик сам добывал знания и видел перспективы их применения, она создает тематические папки с заданиями, различными тестами (обучающими, тематическими, контролирующими). Работая с тематическими папками, ученик «двигается» по индивидуальной образовательной траектории. Невозможно, по мнению Ирины Сергеевны, с начала 10 класса начать эффективную подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ без имеющейся методической и дидактической базы. Учитель должен постепенно накапливать и создавать необходимые материалы.

Раскрывая свою технологию деятельности, Ирина Сергеевна справедливо отметила, что успеха можно добиться, предусмотрев в своей работе две линии:

  1. знание теории по орфографии, пунктуации, грамматике, стилистике;

  2. умение работать с тестами (это есть тренажер – постоянная работа с тестами как одним из видов контроля).

    Ирина Сергеевна рассказала о том, что в последнее время в своей практике отказалась от ведения так называемых «Папок по подготовке к ЕГЭ» и вернулась к общей тетради. Все правила, схемы, таблицы, все исключения – все собрано в этой тетради. Механическая, зрительная память помогают даже слабым детям запоминать материал.

    В 10 классе основную задачу учителя Ирина Сергеевна видит в организации повторения с учащимися всех частей речи, всех синтаксических конструкций. После повторения части речи обязательно проводится тестирование только по данной части речи. В ходе повторения морфологических признаков части речи учащиеся обязательно вспоминают орфограммы, которые связаны с ее правописанием. В конце 10 класса проводится репетиционная работа по материалам и в форме ЕГЭ.

    В 11 классе задачу своей работы Ирина Сергеевна видит в совершенствовании практических умений, связанных с анализом различных языковых явлений. Материал всего курса орфографии и пунктуации повторяется блоками.

    Систематическая работа по орфоэпии также, по мнению Савельевой И.С., влияет на повышение грамотности. Если орфоэпические упражнения однообразны, не вызывают интереса, то и на уроке они «пройдут» мимо ученика. Поэтому Ирина Сергеевна старается разнообразить орфоэпические пятиминутки. Например, при работе со словом «агент» сначала целесообразно говорить о лексическом значении слова, потом попросить учащихся вспомнить кинофильмы, современные детективы, в которых встречаются агенты. Конечно, как справедливо полагает Савельева И.С., задача современного учителя русского языка – научить каждого школьника правильно говорить и писать, но сначала нужно научить детей слушать.

    В системе работы над орфографией Ирина Сергеевна предложила учителям использовать в 5 классе рисунки к сложным с точки зрения правописания словам, обязательное обращение к толковому словарю для объяснения лексического значения слова. Работу по толкованию значения слова следует продолжать и в других классах.

    Целесообразно, по мнению Савельевой И.С., проводить зрительные диктанты. В этой связи Ирина Сергеевна рекомендовала учителям использовать методические наработки И.Т. Федоренко для начальной школы и адаптировать их к условиям средней и старшей школы. Постепенное усложнение конструкций, в которые будет включено слово, обеспечит прочное усвоение его верного написания.

    С 5 класса при работе над орфографией обязательно, с точки зрения Савельевой И.С., следует приучать детей объяснять каждую пропущенную орфограмму (например, рядом с глаголом записать инфинитив и спряжение). Такое постоянство требований к работе над орфограммами обязательно даст свои положительные результаты.

    С 8 класса, где в центре внимания оказываются синтаксические конструкции, необходимо на каждом уроке 5-7 минут уделять работе над орфографией. Так, например, Ирина Сергеевна предлагает учащимся каждый день работать с каким-либо одним видом написания. Один раз в месяц целесообразно проводить диктант, в котором будут представлены многие виды орфограмм.

    В 10-11 классах также необходимо на каждом уроке анализировать синтаксические конструкции с однородными членами, вводными словами и т.д. Целесообразно осложненное списывание и дополнение текста. Эта работа ведется с орфограммами и пунктограммами, представленными в заданиях ЕГЭ.

    В старшей школе, используя зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко, следует выделять в словах трудные написания другим цветом.

    Эффективна работа с текстами, в которых допущены пропуски отдельных слов с определенной орфограммой (н-нн, не-ни).

    С 5 по 9 классы Ирина Сергеевна рекомендует учителям использовать в своей практике зрительные и объяснительные диктанты.

    Чтобы орфографические умения и навыки «не забывались», следует давать учащимся на каникулы хотя бы по 1 предложению в день для орфографической и пунктуационной работы, морфологического разбора, синтаксического анализа.

    Таким образом, Савельева И.С. представила свою систему успешной работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ.

    По второму вопросу выступила Алексеева М.А. (учитель 1 категории школы №27). Марина Анатольевна представила свою систему работы с низкомотивированными учащимися.

Как отметила М.А. Алексеева, в практику работы в старших классах прочно вошло понятие «учащиеся группы риска». Эти дети требуют повышенного внимания со стороны администрации образовательного учреждения, психолога, учителей-предметников и родителей.

Задача учителя – скорректировать уровень знаний, умений и навыков учащихся по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы.

Марина Анатольевна отметила, что подготовка к экзамену должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с разными орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения.

С 5 класса на уроках ученики записывают в специальные тетради-справочники (или оформляют папки) правила, систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним, рисуют схемы-опоры, кластеры.

Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков с 5-го класса нужно включать в учебный процесс тестовые формы контроля, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ. Тесты может составить и сам учитель, можно использовать и те, которые предлагаются в современных пособиях.

Целенаправленная подготовка к ЕГЭ проводится в 10-11 классах. Работа начинается с информирования учащихся о форме проведения ЕГЭ, его целях и задачах, бланках и КИМах, критериях оценивания. Даются практические рекомендации по выполнению тестовых заданий.

С начала года оформляется «Информационный стенд» сменного состава, в котором есть такие разделы:

-памятка для выпускника;

-памятка для родителей;

-демоверсия по русскому языку;

-образцы заполнения бланков ответов;

-схемы, таблицы, алгоритмы по темам русского языка.

Марина Анатольевна проводит несколько раз инструктажи с учащимися по процедуре проведения ЕГЭ, по заполнению бланков ЕГЭ.

Безусловно, в работе с низкомотивированными учащимися используются электронные образовательные ресурсы и материалы из сети Интернет. Учащимся целесообразно рекомендовать обращаться к сайтам, позволяющим онлайн решать тесты и проверять правильность их выполнения.

Марина Анатольевна отметила, что школьники лучше запоминают правила, представленные в виде схем и таблиц. Поэтому необходимо знакомить учащихся с книгами и пособиями, которые они смогут использовать для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

В сентябре в 10 классе проводится входная контрольная работа, которая позволяет выявить пробелы в знаниях учащихся по основным разделам русского языка, составить индивидуальные маршруты. Марина Анатольевна представила один из вариантов такого маршрута.

С низкомотивированными детьми систематически проводятся индивидуальные консультации. На таких занятиях идёт отработка заданий, проводится комплексная коллективная работа с текстом.

В старших классах ежемесячно проводится промежуточная диагностика, которая показывает ученику его достижения и фиксирует остающиеся пробелы в знаниях и умениях.

После каждой проверочной, самостоятельной, контрольной работы обязательно проводится анализ результатов для каждого ученика и класса в целом, выполняется общая, а потом индивидуальная работа над ошибками, корректируются индивидуальные маршруты.

Каждый ребёнок получает возможность отследить динамику своих учебных достижений, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов.

Марина Анатольевна использует повторение учебного материала в виде блоков (по орфографии, пунктуации, грамматике, лексике и пр.)

Для подготовки слабоуспевающих учащихся Алексеева М.А. использует алгоритмы рассуждения. Вспоминаются, восстанавливаются, систематизируются необходимые теоретические знания с помощью лекций, объяснений, работы со справочной литературой, работы по алгоритму или схеме.

При повторении той или иной темы предлагаются сведения о том, где можно найти соответствующий теоретический материал. Иногда нужно многократное повторение, чтобы низкомотивированный ученик понял и усвоил теорию.

Алексеева М.А. в работе со слабоуспевающими учащимися использует различные виды работы: упражнения, комплексный анализ текста, разноуровневые тестовые задания, дифференцированное домашнее задание, различные виды опроса. Тесты к заданиям позволяют детально отработать каждую тему.

Как справедливо отметила Марина Анатольевна, не стоит ждать быстрого успеха, поскольку слабоуспевающим ученикам то или иное задание надо решить по алгоритму 20-30 раз, только тогда появится уверенность в знаниях и успешность выполнения.

Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализируются, материалы собираются в тетрадь, затем каждый ученик работает над своим «проблемным» заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися. Через некоторое время снова проводится промежуточный тест, его проверка, работа над ошибками.

Слабоуспевающим учащимся помогает «пошаговое» выполнение заданий и памятки.

При работе со низкомотивированными учащимися особое внимание Алексеева М.А. уделяет заданию 25. Начинается работа с ознакомления с критериями оценивания сочинения, затем происходит обучение правилам построения текста сочинения. В этом слабоуспевающим учащимся помогают памятки.

Слабоуспевающим учащимся даются под запись языковые, речевые клише, шаблоны. Обязательно анализируются образцы удачных сочинений, на их основе ребята создают свои высказывания. Учащиеся ведут отдельные тетради, где пошагово, с примерами создают сочинения на основе исходных текстов. Работа над сочинениями продолжается учащимися и дома.

Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивания, проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика.

Таким образом, используя систему работы по подготовке к ЕГЭ, можно скорректировать уровень знаний, навыков и умений по всем разделам языкознания, по конкретным темам, изученным в курсе общеобразовательной школы.

В завершение творческой площадки выступила методист НМЦ Л.И. Сыресенкова, которая поблагодарила выступивших коллег за верно расставленные акценты в работе с учащимися при подготовке к ЕГЭ, за понимание необходимости постоянной, систематической, целенаправленной работы по повышению успеваемости и качества обучения. Кроме того, в преддверии написания итогового сочинения выпускниками школ Любовь Ивановна еще раз разъяснила необходимость выполнения ряда обязательных требований при проведении экзамена и при проверке работ.

 

 

РЕШЕНИЕ:

1. Использовать опыт работы учителя гимназии №1 Савельевой И.С. по формированию прочных орфографических умений учащихся.

2. Использовать в своей практике опыт работы учителя школы №27 Алексеевой М.А. по подготовке низкомотивированных учащихся к ЕГЭ.

3. Принять к сведению рекомендации, данные методистом НМЦ Сыресенковой Л.И. по проверке итогового сочинения.

Категория: Новости | Просмотров: 50 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вторник, 21.11.2017, 20:30
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0