Творческая площадка учителей русского языка и литературы 10-11 классов (07.11.2016 г.)
Тема. Итоговое сочинение как средство развития коммуникативных и речемыслительных умений учащихся
Повестка заседания:
1) Представление и анализ проекта демоверсии контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по литературе в 2017 г.
2) Подготовка к написанию итогового сочинения. Из опыта работы. БЛОК №4
3) Подготовка к написанию итогового сочинения. Из опыта работы. БЛОК № 5
На заседании присутствовал 21 учитель из разных школ и гимназий города (Гимназия №2, Лицей№1; школы: № 1, 2, 3, 5, 8, 11, 13, 18, 24, 27, 31, 35, 37, 49, 52, 53, 88).
По 1 вопросу выступила Щетинина Виктория Анатольевна (учитель МОАУ «СОШ №53 г. Орска»). Она представила проект демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по литературе, проанализировав структуру работы и специфику заданий в ней.
Смотри здесь
Виктория Анатольевна назвала документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
- Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56.
Виктория Анатольевна напомнила коллегам, что при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т.п.
Щетина В.А. представила структуру экзаменационной работы, включающую в себя 2 части (17 заданий).
Часть 1 предполагает выполнение заданий, содержащих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов и т.п.).
Первый комплекс заданий первой части относится к фрагменту эпического, лироэпического или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7) и 2 задания с развернутым ответом в объёме 5-10 предложений (8,9).
Второй комплекс заданий первой части относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10 – 14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений (15,16).
Часть 2 требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Выпускнику предлагается 3 вопроса (17.1 – 17.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса:
17.1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.;
17.2 – по произведениям второй половины XIX в.;
17.3 – по произведениям конца XIX – начала XX в.
Выпускник выбирает только один из вопросов и даёт на него ответ в форме в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).
Виктория Анатольевна познакомила учителей с распределением заданий экзаменационной работы по содержательным разделам (в соответствии с различными литературными эпохами):
№
|
Содержательные разделы
|
Доля (в %)
|
1
|
Из древнерусской литературы
|
0-10
|
2
|
Из литературы XVIII в.
|
0-10
|
3
|
Из литературы XIX в.
|
15-35
|
4
|
Из литературы второй половины XIX в.
|
20-35
|
5
|
Из литературы конца XIX в.- начала XX в.
|
0-15
|
6
|
Из литературы первой половины XX в.
|
20-35
|
7
|
Из литературы второй половины XX в.
|
0-15
|
Было отмечено, что задания КИМ распределены по уровню сложности. В частности, в экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Часть 1 содержит 12 заданий базового уровня (1–7, 10–14) и 4 задания повышенного уровня сложности (8, 9, 15, 16).
Часть 2 содержит 1 задание высокого уровня сложности (экзаменуемому предложен выбор из трех заданий: 17.1–17.3), которое требует от участника экзамена написания самостоятельного полноформатного текста на литературную тему.
Особое внимание было обращено на продолжительность ЕГЭ по литературе (3 часа 55 минут (235 минут)) и рекомендации по распределению времени: 2 часа следует отвести на выполнение заданий части 1 (анализ фрагмента эпического (драматического, лироэпического) произведения и стихотворения); остальное время – на выполнение задания части 2.
В связи с этим учитель МОАУ «СОШ №52 г. Орска» Елена Петровна Бакайкина, учитывая опыт написания учащимися ЕГЭ по литературе в прошлом году, справедливо отметила необходимость целенаправленной работы с одиннадцатиклассниками по оптимальному распределению времени на написание черновика (не следует затягивать его создание) и переписывание текста сочинения на чистовик.
Щетинина В.А. в конце своего выступления представила перечень элементов содержания, включенных в кодификатор на основе Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, а также назвала перечень элементов содержания, включенных в кодификатор с учетом требований государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
В продолжение обсуждения проекта демоверсии контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по литературе, выступила Любовь Ивановна Сыресенкова (методист НМЦ). Она напомнила собравшимся о необходимости точно знать, кто из детей в 11 классе будет сдавать экзамен по литературе, а, следовательно, об обязательном знакомстве их проектом демоверсии, а в будущем с самой демоверсией, о повышении ответственности за выбор экзамена, поскольку он требует читательского опыта, аналитических умений и серьезной литературоведческой подготовки.
Кроме того, Любовь Ивановна довела до сведения учителей информацию о будущем ЕГЭ по литературе. По словам министра образования и науки О.Ю.Васильевой, в работе будет несколько блоков. «Ученик должен проявить свои знания, прежде всего, в анализе произведения. То есть это литературоведческий анализ, и здесь он выступает как автор, который сам разбирает, анализирует известные ему произведения», - отметила О.Ю. Васильева. Она считает, что от ученика потребуется сделать сравнительно-изобразительный анализ произведения. Еще один блок заданий, о котором говорила министр, – непосредственно сочинение. При этом О.Ю. Васильева отмечает следующее: «Причем сочинение будет, как и сейчас, расширенное. Тем будет не четыре, а пять. Сейчас их три на сегодняшний день. Это будут темы, требующие анализа проблематики произведения».
Безусловно, как отметила Л.Ю. Сыресенкова, усложнение экзамена потребует от современного учителя ответственного отношения к урокам литературы, глубокого «погружения» в проблематику произведений, обязательного выполнения всех программных требований.
По 2 вопросу выступила Филимонова Татьяна Викторовна (учитель МОАУ «Лицей №1 г. Орска»). Она представила свой опыт работы по подготовке старшеклассников к написанию итогового сочинения (направление «Опыт и ошибки»).
Смотри здесь
В частности, было отмечено, что, согласно рекомендациям ФИПИ, в рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Кроме того, литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
В своей педагогической практике Филимонова Т.В. использует работу с определениями понятий «опыт» и «ошибка» по разным словарям, что позволяет учащимся убедиться в тесной связи данных понятий. Ведь наша жизнь – это череда различных поступков, решений, это каждодневный выбор, в результате которого мы не застрахованы от ошибок. Но, совершая их, анализируя причины неудач, мы приобретаем ценный жизненный опыт.
С понятиями «опыт» и «ошибки» целесообразно, по мнению Татьяны Викторовны, проводить лексическую работу, которая предполагает подбор синонимов и антонимов.
Филимонова Т.В. предложила педагогам варианты вступлений к сочинениям в рамках заданного направления. Помимо этого, она привела примеры пословиц и цитат, с которыми следует работать при подготовке к написанию итогового сочинения.
Татьяна Викторовна привела примеры возможных тезисов сочинений, а также назвала произведения, которые позволят старшеклассникам раскрыть темы в рамках направления «Опыт и ошибки».
По 3 вопросу выступила Чоповская Марина Алексеевна (учитель МОАУ «СОШ №1 г. Орска»). Она представила свой опыт работы с учащимися в рамках направления «Дружба и вражда». Это направление, согласно рекомендациям ФИПИ, нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
В связи с этим, как отметила Марина Алексеевна, предложенное направление можно рассматривать в разных аспектах:
- дружба между людьми, значение и ценность дружеских отношений в человеческой жизни;
- дружба и вражда между человеческими сообществами и поколениями;
- дружба или вражда между народами и последствия враждебных отношений;
- дружба человека и животного и т.д.
В своей работе Чоповская М.А. успешно использует афоризмы и цитаты, которые соответствуют пяти разным «ракурсам» направления:
1) Ценность человеческой дружбы.
2) Истоки вражды.
3) Последствия вражды.
4) Перерастание вражды в дружбу.
5) Перерастание дружбы во вражду.
Какие-то из цитат и афоризмов целесообразно, по мнению Марины Алексеевны, представить в качестве названий тем сочинений, какие-то взять в качестве эпиграфов.
В каждом случае подробно анализируется содержательное наполнение понятий «дружба» и «вражда» и сопутствующие им понятия (взаимопонимание, гордость, сребролюбие, зависть и др.).
Чоповская М.А. предложила общие рекомендации по написанию сочинения по заданному направлению. В частности, уже в 10 классе каждому учащемуся целесообразно завести специальную тетрадь «Для аннотаций», в которой будет накапливаться материал по изучаемым произведениям (автор, краткое содержание, проблемы, направления). На уроках полезно проводить словарную работу с ключевыми словами в рамках предложенных направлений.
Уместны на уроках литературные викторины, которые помогут учащимся вспомнить произведения, героев, ключевые фразы из текстов.
Марина Алексеевна показала, как могут выглядеть логические схемы, которые необходимы при подготовке к написанию итогового сочинения.
В конце выступления Чоповская М.А. представила анализ произведений по направлению. «Дружба и вражда», возможные темы сочинений и литературу в помощь к каждой из них.
Следует отметить ответственное отношение всех выступавших педагогов к подготовке своих сообщений, богатство соответствующего материала, который они смогли предложить учителям школ и гимназий города.
Присутствующие, в свою очередь, выразили благодарность коллегам за содержательные выступления.
РЕШЕНИЕ:
1. Использовать в своей практике преподавания опыт учителя МОАУ «Лицей №1 г. Орска» Филимоновой Т.В. и учителя МОАУ «СОШ №1 г. Орска» Чоповской М.А. по подготовке старшеклассников к итоговому сочинению.
2. Педагогам, обязательно реализуя требования государственного стандарта, готовить учащихся к написанию итогового сочинения.
3. Проводить целенаправленную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе. Предложить учителям и учащимся использовать материалы, представленные в презентации Щетиной В.А.
|