Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2016 » Декабрь » 5 » Творческая площадка учителей русского языка и литературы 10-11 классов (ноябрь)
22:35
Творческая площадка учителей русского языка и литературы 10-11 классов (ноябрь)

Творческая площадка учителей русского языка и литературы 10-11 классов (07.11.2016 г.)

Тема. Итоговое сочинение как средство развития коммуникативных и речемыслительных умений учащихся

 

Повестка заседания:

1) Представление и анализ проекта демоверсии контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по литературе в 2017 г.

2) Подготовка к написанию итогового сочинения. Из опыта работы. БЛОК №4

3) Подготовка к написанию итогового сочинения. Из опыта работы. БЛОК № 5

 

На заседании присутствовал 21 учитель из разных школ и гимназий города (Гимназия №2,  Лицей№1; школы: № 1,  2, 3, 5, 8, 11, 13, 18, 24, 27, 31, 35, 37,  49, 52, 53, 88).

По 1 вопросу выступила Щетинина Виктория Анатольевна (учитель МОАУ «СОШ №53 г. Орска»). Она представила проект демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по  литературе, проанализировав структуру работы и специфику заданий в ней.

Смотри здесь

Виктория Анатольевна назвала документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
  2. Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56.

Виктория Анатольевна  напомнила коллегам, что при сдаче ЕГЭ по литературе  от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т.п.

Щетина В.А. представила структуру экзаменационной работы, включающую в себя 2 части (17 заданий).

Часть 1 предполагает выполнение заданий, содержащих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов и т.п.).

Первый комплекс заданий первой части относится к фрагменту эпического, лироэпического или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7) и 2 задания с развернутым ответом в объёме 5-10 предложений (8,9).

Второй комплекс заданий первой части относится к лирическому произведению:  5 заданий с кратким ответом (10 – 14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений (15,16).

Часть 2 требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Выпускнику предлагается 3 вопроса (17.1 – 17.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса:

17.1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.;

17.2 – по произведениям второй половины XIX в.;

17.3 – по произведениям конца XIX – начала XX в.

Выпускник выбирает только один из вопросов и даёт на него ответ в форме  в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

 

Виктория Анатольевна познакомила учителей с распределением заданий экзаменационной работы   по содержательным разделам (в соответствии с различными     литературными эпохами):

Содержательные разделы

Доля (в %)

1

Из древнерусской литературы

0-10

2

Из литературы XVIII в.

0-10

3

Из литературы XIX в.

15-35

4

Из литературы второй половины  XIX в.

20-35

5

Из литературы конца  XIX в.- начала  XX в.

0-15

6

Из литературы первой половины  XX в.

20-35

7

Из литературы второй половины  XX в.

0-15

 

Было отмечено, что   задания КИМ распределены по уровню сложности. В частности, в экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Часть 1 содержит 12 заданий базового уровня (1–7, 10–14) и 4 задания повышенного уровня сложности (8, 9, 15, 16).

Часть 2 содержит 1 задание высокого уровня сложности   (экзаменуемому предложен выбор из трех заданий: 17.1–17.3), которое   требует от участника экзамена написания самостоятельного    полноформатного текста на литературную тему.

Особое внимание было обращено на  продолжительность ЕГЭ по литературе (3 часа 55 минут (235 минут)) и рекомендации по  распределению времени: 2 часа следует отвести на выполнение заданий части 1 (анализ   фрагмента эпического (драматического, лироэпического) произведения    и стихотворения); остальное время – на выполнение задания части 2.

В связи с этим учитель МОАУ «СОШ №52 г. Орска» Елена Петровна Бакайкина, учитывая опыт  написания учащимися ЕГЭ по литературе в прошлом году, справедливо  отметила необходимость целенаправленной работы с одиннадцатиклассниками по оптимальному распределению времени на написание черновика (не следует затягивать его создание) и переписывание текста сочинения на чистовик.

Щетинина В.А. в конце своего выступления представила перечень элементов содержания, включенных в кодификатор на основе Обязательных минимумов содержания основного общего     и среднего (полного) общего образования по литературе, а также назвала перечень элементов содержания, включенных в кодификатор с учетом требований государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

В продолжение обсуждения проекта демоверсии контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по литературе, выступила Любовь Ивановна Сыресенкова (методист НМЦ). Она напомнила собравшимся о необходимости точно знать, кто из детей в 11 классе будет сдавать экзамен по литературе, а, следовательно, об обязательном знакомстве их проектом демоверсии, а в будущем с самой демоверсией, о повышении ответственности за выбор экзамена, поскольку он  требует читательского опыта, аналитических умений  и серьезной литературоведческой подготовки.

Кроме того, Любовь Ивановна довела до сведения учителей информацию о будущем ЕГЭ по литературе. По словам министра  образования и науки О.Ю.Васильевой, в работе будет несколько блоков. «Ученик должен проявить свои знания, прежде всего, в анализе произведения. То есть это литературоведческий анализ, и здесь он выступает как автор, который сам разбирает, анализирует известные ему произведения», - отметила О.Ю. Васильева. Она считает, что от ученика потребуется сделать сравнительно-изобразительный анализ произведения. Еще один блок заданий, о котором говорила министр, – непосредственно сочинение. При этом О.Ю. Васильева отмечает следующее: «Причем сочинение будет, как и сейчас, расширенное. Тем будет не четыре, а пять. Сейчас их три на сегодняшний день. Это будут темы, требующие анализа проблематики произведения».

Безусловно, как отметила Л.Ю. Сыресенкова, усложнение экзамена потребует от современного учителя ответственного отношения к урокам литературы, глубокого «погружения» в проблематику произведений, обязательного выполнения всех программных требований.

По 2 вопросу выступила Филимонова Татьяна Викторовна (учитель МОАУ «Лицей №1 г. Орска»).  Она представила свой опыт работы по подготовке старшеклассников к написанию итогового сочинения (направление «Опыт и ошибки»).

Смотри здесь

В частности, было отмечено, что, согласно рекомендациям ФИПИ,  в рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Кроме того, литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

В своей педагогической практике Филимонова Т.В. использует работу с определениями понятий «опыт» и «ошибка» по разным словарям, что позволяет учащимся убедиться в тесной связи данных понятий. Ведь наша жизнь – это череда различных поступков, решений, это каждодневный выбор, в результате которого мы не застрахованы от ошибок. Но, совершая их, анализируя причины неудач, мы приобретаем ценный жизненный опыт.

С понятиями «опыт» и «ошибки» целесообразно, по мнению Татьяны Викторовны, проводить лексическую работу, которая предполагает подбор синонимов и антонимов.

Филимонова Т.В. предложила педагогам варианты вступлений к сочинениям в рамках заданного направления. Помимо этого, она привела примеры пословиц и цитат, с которыми следует работать при подготовке к написанию итогового сочинения.

Татьяна Викторовна привела примеры возможных тезисов сочинений, а также назвала произведения, которые позволят старшеклассникам раскрыть темы в рамках направления «Опыт и ошибки».

По 3 вопросу выступила Чоповская Марина Алексеевна (учитель МОАУ «СОШ №1 г. Орска»). Она представила свой опыт работы с учащимися в рамках направления «Дружба и вражда». Это направление, согласно рекомендациям ФИПИ, нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

В связи с этим, как отметила Марина Алексеевна, предложенное направление можно рассматривать в разных аспектах:

- дружба между людьми, значение и ценность дружеских отношений в человеческой жизни;

- дружба и вражда между человеческими сообществами и поколениями;

- дружба или вражда между народами и последствия враждебных отношений;

- дружба человека и животного и т.д.

В своей работе Чоповская М.А. успешно использует  афоризмы и цитаты, которые соответствуют пяти разным «ракурсам» направления:

1) Ценность человеческой дружбы.

2) Истоки вражды.

3) Последствия вражды.

4) Перерастание вражды в дружбу.

5) Перерастание дружбы во вражду.

Какие-то из цитат и афоризмов целесообразно, по мнению Марины Алексеевны,  представить в качестве названий тем сочинений, какие-то взять в качестве эпиграфов. 

В каждом случае подробно анализируется содержательное наполнение понятий «дружба» и «вражда» и сопутствующие им понятия (взаимопонимание, гордость, сребролюбие, зависть и др.).

Чоповская М.А. предложила общие рекомендации по написанию сочинения  по заданному направлению. В частности, уже в 10 классе каждому учащемуся целесообразно завести  специальную тетрадь «Для аннотаций», в которой будет накапливаться материал по изучаемым произведениям (автор, краткое содержание, проблемы, направления). На уроках полезно проводить словарную работу с ключевыми словами в рамках предложенных направлений.

Уместны на уроках литературные викторины, которые помогут учащимся вспомнить произведения, героев, ключевые фразы из текстов.

Марина Алексеевна показала, как могут выглядеть логические схемы, которые необходимы при подготовке к написанию итогового сочинения.

В конце выступления Чоповская М.А. представила анализ произведений по направлению. «Дружба и вражда», возможные темы сочинений и литературу в помощь к каждой из них.

Следует отметить ответственное отношение всех выступавших педагогов к подготовке своих сообщений, богатство соответствующего материала, который они смогли предложить учителям школ и гимназий города.

Присутствующие, в свою очередь, выразили благодарность  коллегам за содержательные выступления.

 

  РЕШЕНИЕ:

1.  Использовать в своей практике преподавания опыт учителя МОАУ «Лицей №1 г. Орска» Филимоновой Т.В. и учителя МОАУ «СОШ №1 г. Орска» Чоповской М.А. по подготовке старшеклассников к итоговому сочинению.

2. Педагогам, обязательно реализуя требования государственного стандарта, готовить учащихся к написанию итогового сочинения.

3. Проводить целенаправленную работу по подготовке учащихся к ЕГЭ по литературе. Предложить учителям  и  учащимся использовать материалы, представленные в презентации Щетиной В.А.

Категория: Новости | Просмотров: 798 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Четверг, 28.03.2024, 21:03
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0