Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2016 » Декабрь » 5 » Творческая площадка учителей русского языка и литературы 7-8 классов (ноябрь)
04:42
Творческая площадка учителей русского языка и литературы 7-8 классов (ноябрь)

Творческая площадка  учителей русского языка и литературы  7-8 классов (ноябрь)

Состоялась творческая площадка  учителей русского языка и литературы  7-8 классов (9.11.2016 г.)

Тема. Система подготовки учащихся 7-8 классов по пунктуации.

Были рассмотрены вопросы:

1)  Состояние современного русского языка.

2) Условия формирования пунктуационных навыков. Связь между формированием пунктуационных навыков и развитием речи.

3)  Методические находки при работе над пунктограммами.

 

На заседании присутствовало 35 учителей гимн. №1, №2, №3, лицея №1, школ №1, 2, 4,  5,  6, 11, 13, 15, 17, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 31, 32, 38, 40, 43, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 63, 88, православной гимназии.

По первому вопросу выступила Л.Р.Мифтахитдинова, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №1 им.А.С.Макаренко», которая рассказала о тенденциях развития современного русского языка, представила презентацию. В частности, были озвучены вопросы периодизации развития русского языка в 20 веке, некоторые черты русского языка советского периода, причины языковых изменений периода перестройки, тенденции функционирования  русского языка постсоветского периода. Кроме того, рассматривался вопрос экологии языка (лингвоэкологии)- области российского языкознания, связанной с осмыслением места и роли языка в жизни общества, с научным определением принципов языковой политики и направленности языкового обучения, назывались  основные понятия лингвоэкологии:

1. загрязнение речевой среды

2. чистота речевой среды

3. охрана языка

4. болезни языка

5. оздоровление языка

6. лексическая эрозия (утрата слов, представляющих ценность для культуры)

7. языковая аллергия (отторжение какого-либо слова или оборота)

8. лингвоцид (подавление какого-либо языка)

В выступлении говорилось о Проблемах экологии языка

1. Утрата традиции речевого этикета  господин, госпожа, господа, барышня, сударь, сударыня,  любезный, милейший и др.  ТОВАРИЩ, ГРАЖДАНИН  (вызывают языковую аллергию)

2. Стилистическая пестрота и безвкусица  губернатор Пермской области;  город С.Петербург  Ленинградской области; мэр посёлка;  шоу-группа «Вирджиния» из Самары;  закусочная «Блин-сити»;  магазин «Бродвей» торгового объединения «Русский характер»

3. Калькирование англо-американского образца:  Путин-фонд, президент-отель

4. Наименование людей без отчеств: ректор университета Игорь Макарихин;  учитель Наталья Смирнова

5. Жаргонизация литературного языка

Царит беспредел, ценовой беспредел, полный беспредел

Беспредел – ‘несоблюдение воровских законов’ (тюремный жаргон)

«Международная тусовка в Давосе» («Известия»)

«Семинар обладает необходимым для профессиональной тусовки зарядом академизма»

(«Литературная газета»)

Тусовка – ‘молодёжная вечеринка’(молодежный жаргон)

6. Неконтролируемый поток заимствований

7. Семантические сдвиги в заимствованных номинациях этнокультурных концептов

8. Снижение уровня культуры речи, пренебрежение нормами литературного языка

9. Речевая агрессия, злоупотребление вульгаризмами и инвективной лексикой

            В заключение был сделан вывод о трех типах речевой культуры, их особенностях.

По второму вопросу выступила Л.Р.Мифтахитдинова, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №1 им.А.С.Макаренко», которая напомнила  присутствующим на заседании учителям об особенностях заданий по пунктуации в региональном экзамене. Главное внимание учителя русского языка и литературы должно быть сосредоточено на формировании  пунктуационного умения - это интеллектуально-мыслительное действие, заключающееся в постановке или непостановке знаков препинания в коммуникативных единицах - в предложении и тексте. Оно отражает речемыслительную деятельность пишущего, связанную с поиском и реализацией средства языкового выражения, поэтому формирование пунктуационных умений учащихся необходимо тесно связывать с работой по развитию речи. В пунктуационном умении заложены как грамматико-синтаксические, так и речевые операции. В соответствии с этим оно состоит из следующих интеллектуальных операций, которые определяют последовательность применения пунктуационного правила:

- в предложении - упреждение смыслового отрезка, необходимого для выражения дополнительного значения, а в тексте - предвидение новой мысли и ее связи с предыдущей мыслью;

- осознание структуры создаваемой конструкции, характера и места в ней смыслового отрезка;

- определение в этой конструкции места знака (знаков) препинания и выбор нужного знака препинания;

- постановка знака (знаков) препинания.

Перечисленные операции имеют своей основой разные виды знаний. Упреждение смыслового отрезка связано с темой и целью сообщения (знания о мире), а также со структурой текста (знание теории текстообразования). Осознание структуры конструкции базируется на знаниях о синтаксисе. Определение места знака и его выбор опираются и на знания по синтаксису, и на знания по теории пунктуации. Это разнообразие основ - экстралингвистических, речеведческих, синтаксико-грамматических и пунктуационных - существенно осложняет формирование пунктуационных умений. В связи с этим повышается роль работы по обогащению знаний, по теории текста, синтаксиса и пунктуации в процессе формирования пунктуационных умений.

В зависимости от мыслительных операций и конечного результата вычленяются следующие виды пунктуационных умений:

- видеть смысловые отрезки в готовых коммуникативных единицах, а также предвидеть их в создаваемых самим пишущим коммуникативных единицах;

- пунктуационно правильно оформлять предложения и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

- уметь обосновать место и выбор знака (знаков) препинания;

- находить пунктуационные ошибки и исправлять их.

Пунктуационная зоркость - это, во-первых, умение видеть в готовом предложении смысловой отрезок, требующий выделения знаками препинания, во-вторых, предвидеть те или иные смысловые отрезки, необходимые для выражения определенного дополнительного значения. Не владея пунктуационной зоркостью, ученик не сможет правильно ставить знаки препинания в предложениях и в тексте. В развитии ее существенную роль играет работа над опознавательными признаками "точек" применения пунктуационных правил, другими словами, мест в предложении для постановки или непостановки знаков препинания. Для формирования пунктуационной зоркости выработаны специальные упражнения как для работы при списывании, так и для написания диктантов.

При формировании пунктуационных умений, осуществляемом в процессе создания собственных высказываний, применяются специальные пунктуационные упражнения, направленные на составление отдельных предложений и текстов

Для формирования пунктуационных умений с помощью создания собственных текстов используются следующие упражнения:

- диктант с продолжением (готовый текст служит исходным началом для творческого воображения учащихся, на основе которого они придумывают окончание);

- изложение с продолжением или сочинение по данному началу;

- сочинение по картине (а также по личным наблюдениям, по литературным произведениям).

            Потенциал пунктуационных упражнений высок, но на одном уроке все их использовать невозможно в связи с недостатком времени (на каждое упражнение в среднем требуется 5 мин, а их около тридцати) и в связи с возможной перегрузкой учащихся.

Выделяются следующие четыре направления в работе по пунктуации:

- использование текстов упражнений;

- написание диктантов;

- составление предложений учащимися;

- написание ими творческих работ.

 

            По третьему вопросу выступили  И.А.Полянская, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №31», Л.В. Старкова, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №22», Е.Ю.Шешминцева, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №88»,  представившие своё видение работы над формированием пунктуационных навыков при подготовке к региональному экзамену. Выступления коллег были глубокими, содержательными, познавательными, сопровождались презентациями.

 

По окончании выступлений присутствующие на площадке педагоги поделились своими методическими находками.

РЕШЕНИЕ:

1. Главное внимание учителя русского языка и литературы должно быть сосредоточено на формировании определённых опорных умений, осмыслении и знании пунктуационных правил.

2.  При формировании пунктуационных умений, осуществляемом в процессе создания собственных высказываний, применять специальные пунктуационные упражнения, направленные на составление отдельных предложений и текстов.

 

Категория: Новости | Просмотров: 98 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вторник, 21.11.2017, 20:15
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0