Творческая площадка учителей русского языка и литературы 7-8 классов (ноябрь)
Состоялась творческая площадка учителей русского языка и литературы 7-8 классов (9.11.2016 г.)
Тема. Система подготовки учащихся 7-8 классов по пунктуации.
Были рассмотрены вопросы:
1) Состояние современного русского языка.
2) Условия формирования пунктуационных навыков. Связь между формированием пунктуационных навыков и развитием речи.
3) Методические находки при работе над пунктограммами.
На заседании присутствовало 35 учителей гимн. №1, №2, №3, лицея №1, школ №1, 2, 4, 5, 6, 11, 13, 15, 17, 20, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 31, 32, 38, 40, 43, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 63, 88, православной гимназии.
По первому вопросу выступила Л.Р.Мифтахитдинова, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №1 им.А.С.Макаренко», которая рассказала о тенденциях развития современного русского языка, представила презентацию. В частности, были озвучены вопросы периодизации развития русского языка в 20 веке, некоторые черты русского языка советского периода, причины языковых изменений периода перестройки, тенденции функционирования русского языка постсоветского периода. Кроме того, рассматривался вопрос экологии языка (лингвоэкологии)- области российского языкознания, связанной с осмыслением места и роли языка в жизни общества, с научным определением принципов языковой политики и направленности языкового обучения, назывались основные понятия лингвоэкологии:
1. загрязнение речевой среды
2. чистота речевой среды
3. охрана языка
4. болезни языка
5. оздоровление языка
6. лексическая эрозия (утрата слов, представляющих ценность для культуры)
7. языковая аллергия (отторжение какого-либо слова или оборота)
8. лингвоцид (подавление какого-либо языка)
В выступлении говорилось о Проблемах экологии языка
1. Утрата традиции речевого этикета господин, госпожа, господа, барышня, сударь, сударыня, любезный, милейший и др. ТОВАРИЩ, ГРАЖДАНИН (вызывают языковую аллергию)
2. Стилистическая пестрота и безвкусица губернатор Пермской области; город С.Петербург Ленинградской области; мэр посёлка; шоу-группа «Вирджиния» из Самары; закусочная «Блин-сити»; магазин «Бродвей» торгового объединения «Русский характер»
3. Калькирование англо-американского образца: Путин-фонд, президент-отель
4. Наименование людей без отчеств: ректор университета Игорь Макарихин; учитель Наталья Смирнова
5. Жаргонизация литературного языка
Царит беспредел, ценовой беспредел, полный беспредел
Беспредел – ‘несоблюдение воровских законов’ (тюремный жаргон)
«Международная тусовка в Давосе» («Известия»)
«Семинар обладает необходимым для профессиональной тусовки зарядом академизма»
(«Литературная газета»)
Тусовка – ‘молодёжная вечеринка’(молодежный жаргон)
6. Неконтролируемый поток заимствований
7. Семантические сдвиги в заимствованных номинациях этнокультурных концептов
8. Снижение уровня культуры речи, пренебрежение нормами литературного языка
9. Речевая агрессия, злоупотребление вульгаризмами и инвективной лексикой
В заключение был сделан вывод о трех типах речевой культуры, их особенностях.
По второму вопросу выступила Л.Р.Мифтахитдинова, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №1 им.А.С.Макаренко», которая напомнила присутствующим на заседании учителям об особенностях заданий по пунктуации в региональном экзамене. Главное внимание учителя русского языка и литературы должно быть сосредоточено на формировании пунктуационного умения - это интеллектуально-мыслительное действие, заключающееся в постановке или непостановке знаков препинания в коммуникативных единицах - в предложении и тексте. Оно отражает речемыслительную деятельность пишущего, связанную с поиском и реализацией средства языкового выражения, поэтому формирование пунктуационных умений учащихся необходимо тесно связывать с работой по развитию речи. В пунктуационном умении заложены как грамматико-синтаксические, так и речевые операции. В соответствии с этим оно состоит из следующих интеллектуальных операций, которые определяют последовательность применения пунктуационного правила:
- в предложении - упреждение смыслового отрезка, необходимого для выражения дополнительного значения, а в тексте - предвидение новой мысли и ее связи с предыдущей мыслью;
- осознание структуры создаваемой конструкции, характера и места в ней смыслового отрезка;
- определение в этой конструкции места знака (знаков) препинания и выбор нужного знака препинания;
- постановка знака (знаков) препинания.
Перечисленные операции имеют своей основой разные виды знаний. Упреждение смыслового отрезка связано с темой и целью сообщения (знания о мире), а также со структурой текста (знание теории текстообразования). Осознание структуры конструкции базируется на знаниях о синтаксисе. Определение места знака и его выбор опираются и на знания по синтаксису, и на знания по теории пунктуации. Это разнообразие основ - экстралингвистических, речеведческих, синтаксико-грамматических и пунктуационных - существенно осложняет формирование пунктуационных умений. В связи с этим повышается роль работы по обогащению знаний, по теории текста, синтаксиса и пунктуации в процессе формирования пунктуационных умений.
В зависимости от мыслительных операций и конечного результата вычленяются следующие виды пунктуационных умений:
- видеть смысловые отрезки в готовых коммуникативных единицах, а также предвидеть их в создаваемых самим пишущим коммуникативных единицах;
- пунктуационно правильно оформлять предложения и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами;
- уметь обосновать место и выбор знака (знаков) препинания;
- находить пунктуационные ошибки и исправлять их.
Пунктуационная зоркость - это, во-первых, умение видеть в готовом предложении смысловой отрезок, требующий выделения знаками препинания, во-вторых, предвидеть те или иные смысловые отрезки, необходимые для выражения определенного дополнительного значения. Не владея пунктуационной зоркостью, ученик не сможет правильно ставить знаки препинания в предложениях и в тексте. В развитии ее существенную роль играет работа над опознавательными признаками "точек" применения пунктуационных правил, другими словами, мест в предложении для постановки или непостановки знаков препинания. Для формирования пунктуационной зоркости выработаны специальные упражнения как для работы при списывании, так и для написания диктантов.
При формировании пунктуационных умений, осуществляемом в процессе создания собственных высказываний, применяются специальные пунктуационные упражнения, направленные на составление отдельных предложений и текстов
Для формирования пунктуационных умений с помощью создания собственных текстов используются следующие упражнения:
- диктант с продолжением (готовый текст служит исходным началом для творческого воображения учащихся, на основе которого они придумывают окончание);
- изложение с продолжением или сочинение по данному началу;
- сочинение по картине (а также по личным наблюдениям, по литературным произведениям).
Потенциал пунктуационных упражнений высок, но на одном уроке все их использовать невозможно в связи с недостатком времени (на каждое упражнение в среднем требуется 5 мин, а их около тридцати) и в связи с возможной перегрузкой учащихся.
Выделяются следующие четыре направления в работе по пунктуации:
- использование текстов упражнений;
- написание диктантов;
- составление предложений учащимися;
- написание ими творческих работ.
По третьему вопросу выступили И.А.Полянская, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №31», Л.В. Старкова, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №22», Е.Ю.Шешминцева, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №88», представившие своё видение работы над формированием пунктуационных навыков при подготовке к региональному экзамену. Выступления коллег были глубокими, содержательными, познавательными, сопровождались презентациями.
По окончании выступлений присутствующие на площадке педагоги поделились своими методическими находками.
РЕШЕНИЕ:
1. Главное внимание учителя русского языка и литературы должно быть сосредоточено на формировании определённых опорных умений, осмыслении и знании пунктуационных правил.
2. При формировании пунктуационных умений, осуществляемом в процессе создания собственных высказываний, применять специальные пунктуационные упражнения, направленные на составление отдельных предложений и текстов.
|