Творческая площадка учителей русского языка и литературы 9 классов (декабрь)
На заседании городской творческой площадки учителей 9-ых классов 02.12.2016г. присутствовало 26 чел.
Тема площадки: «Обучение написанию сочинения-рассуждения 15.1"
Повестка заседания:
Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения 15.1.
Кайль Е. А., учитель школы №24, представила свой опыт работы по подготовке учащихся к написанию сочинения- рассуждения 15.1. Елена Александровна в своём выступлении отметила, что написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию – одно из наиболее сложных заданий, которое проверяет коммуникативную компетенцию. Выпускники с опорой на курс лингвистики должны раскрыть смысл высказывания, доказать его; должны оперировать лингвистическими понятиями, а также конкретизировать свои суждения с помощью аргументов из исходного текста.
Перед началом работы над созданием сочинения учитель считает необходимым познакомить учащихся с критериями оценивания сочинения 15.1. Ученики должны понимать, что от них требуется при написании такого сочинения, к чему необходимо стремиться, чтобы получить высокий балл.
Елена Александровна начинает подготовку к сочинению на лингвистическую тему с отработки композиции (структуры) сочинения-рассуждения.
Затем учащиеся повторяют теоретические сведения по лингвистике на уровне школьной программы 5 - 9-го классов и составляют таблицу «Лексические, грамматические явления, их роль в тексте». Наконец, педагог предлагает учащимся список цитат, представленный в пособии И. П. Цыбулько. На этом материале отрабатывают лексические и грамматические явления, анализируя и комментируя каждую цитату.
Далее Кайль Е. А. представила коллегам пошаговую инструкцию по написанию сочинения на лингвистическую тему.
Материалы здесь
Пошаговая инструкция по написанию сочинения 15.1 (на лингвистическую тему)
|
ШАГ 1. Знакомимся с высказыванием
|
Внимательно прочитайте
высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
|
|
ШАГ 2. Определяем
основную мысль высказывания
|
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
|
Примерные ответы: о богатстве, выразительности, точности русской речи;
о средствах выражения мыслей; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов,
фразеологизмов и т.п.; о взаимосвязи лексики и грамматики;
о роли синтаксиса в человеческом общении;
о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания
и т.д.
|
ШАГ 3. Оформляем
вступление.
|
Во вступлении
необходимо: сформулировать
позицию автора.
Важной задачей сочинения на теоретическом уровне
является объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла предложенного высказывания.
|
Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения: автор анализирует
характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается на...
останавливается на ...
раскрывает содержание
отмечает важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что ...
т. д.
|
|
Выразить своё
отношение к ней.
|
Для выражения своего отношения к
авторской позиции можно использовать
следующие слова:
-действительно;
-на самом деле;
-я разделяю точку зрения автора высказывания;
-я поддерживаю мнение автора;
-бесспорно, мнение автора о том, что ...
|
|
Помните, что вступление должно состоять примерно и 2-3-х предложений.
|
Можно применить цитирование, например: К.Г.Паустовский сказал: "Нет
ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом".
|
ШАГ 4. Пишем основную часть.
|
Основную часть можно начать следующими фразами:
|
*Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста).
*Докажем эту мысль на примерах из текста...
*Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
|
|
Далее приводим
примеры, подтверждающие
слова писателя и ваши
рассуждения.
Таким образом, общие
требования к аргументам таковы: примеров должно быть 2;
примеры должны быть
из указанного текста;
приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и
объяснить его
значение и указать
роль в тексте.
|
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во- первых", "во-вторых" и т.д.
Не забывайте, что они отделяются запятой.
|
ШАГ 5. Пишем заключение.
|
В заключительной
части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами:
|
*Таким образом, ...
*Итак, ...
*Следовательно, ...
*В итоге можно прийти к такому выводу: ...
*В заключение можно сказать, что ...
*Мы убеждаемся в том, что ..
*Обобщая сказанное, ...
*Из этого следует, что ...
|
ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
а) аргумент-пример №1;
б) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки. То есть в вашем сочинении должно быть 4 абзаца.
|
Кроме этого, Елена Александровна на занятиях по подготовке к написанию сочинения использует приём «идеального сочинения»: в группах по 4 человека распределяет обязанности: 1 ученик формулирует тезис, 2 - пишет 1-ый аргумент, 3- пишет второй аргумент к тезису, 4 – пишет заключение. Сначала класс работает над одним текстом. Когда работа готова, каждая группа предъявляет наработанное. Ребята вместе с учителем выбирают лучший вариант каждой части сочинения. Так и получается идеальное сочинение. В дальнейшей работе от текста к тексту роли школьников меняются. Так постепенно все ученики научатся работать над каждым этапом сочинения. Кроме того, закрепляется навык верного абзацного членения.
В заключение своего выступления педагог остановилась на требованиях к сочинению.
Было отмечено, что абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.
Сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца:
1 абзац - тезис,
2 абзац - толкование первой части высказывания + пример, иллюстрирующий лексические явления,
3 абзац - толкование второй части высказывания + пример, иллюстрирующий грамматические явления,
4 абзац - вывод.
При аргументации учащиеся должны называть лингвистическое понятие и указывать его роль в данном предложении. Кроме этого, приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование.
|