Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2017 » Январь » 22 » Творческая площадка учителей русского языка и литературы 9 классов (январь)
14:23
Творческая площадка учителей русского языка и литературы 9 классов (январь)

Творческая площадка учителей русского языка и литературы 9 классов (январь)

На заседании городской творческой площадки учителей 9-ых классов классов  20.01.2017г. присутствовал 31 учитель из разных школ и гимназий города (Гимназия №1, №3, Лицей№1; школы: № 1,  2, 4, 5, 6, 8, 11, 13,15,17, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 31, 40, 49, 51, 53, 88)

Тема площадки: « Отработка  заданий по разделу "Синтаксис"

Повестка заседания:

1.Итоги полугодовой контрольной работы по русскому языку, проведённой  в 9 классах   г. Орска 16.12.2016 г. на ППЭ. 

2. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемого. Обучение решению заданий 8, 11.                                      

            По первому вопросу выступила Л.М.Новикова, руководитель творческой площадки учителей русского языка и литературы 9 -ых классов, которая познакомила присутствующих на заседании учителей с результатами полугодовой контрольной работы по русскому языку, проведённой  в 9 классах г. Орска 16.12.2016 г. на ППЭ. 

Материалы здесь

            Были отмечены нарушения по оформлению бланков, тестовых заданий со стороны школьников.

Нарушения по оформлению бланков:

  • фамилия и имя написаны на бланке в родительном падеже;
  • записывая ответы, в первой клетке ставили «ноль»;
  • писали цифры словами «два», «три».

Недочёты при оформлении тестовых заданий:

  • запись букв не соответствует предложенному образцу;
  • обучающимися допускались пробелы при записи ответов;
  • девятиклассники нередко записывали слова и цифры через запятую;
  • допускали небрежность при записывании ответов;
  • исправления в бланке ответов;
  • невнимательно читали задания, поэтому вместо слов выписывали номера   

    предложений; 

  • отдельные учащиеся при записи ответов в бланке № 1 допускали исправления, а не использовали поле замены или неверно его оформляли.

              Далее  Л.М.Новикова проанализировала выполнение учащимися 1-ой части работы по русскому языку (задание №1).

              К выполнению задания №1 (изложение) полугодовой контрольной работы приступило большинство выпускников (99,1%), 20 человек (0,9%) не выполняли данный вид творческой работы.

Учащимся для прослушивания был предложен текст, составленный на основе размышлений В.М. Пескова о пробуждении чувства природы у человека, о ценности Любви. Предполагалось, что, выполняя данную творческую работу, учащиеся должны передать основное содержание услышанного текста, применив сжатие, сохранить ключевые микротемы.

ИК1. Текст оказался сложным по содержанию для современных подростков, был ими в целом неправильно воспринят и понят. Учащиеся чаще всего испытывали затруднения, излагая содержание 1 и 2 абзацев.

ИК2. В целом учащиеся смогли применить приёмы компрессии текста, использовав их на протяжении всего изложения.

ИК3. Логический скачок – одна из самых распространенных ошибок в изложении. Заканчивая 1 микротему размышлением о том, что явилось для многих людей «будильником чувства природы», ребята тут же переходили к «великому таинству жизни». А следующая микротема начиналась с того, что должен постигать человек. Также в некоторых работах использовались разнотипные структуры предложений, которые вели к затруднению понимания смысла фразы или всего предложения. Встречались работы с нарушением абзацного членения текста: у большинства девятиклассников 1 предложение 2 абзаца становилось последним первого абзаца. Кроме того, встречались работы, где абзацное членение вовсе отсутствовало.

              Затем Лина Михайловна остановилась на результатах выполнения заданий

части 2. К работе с тестовыми заданиями приступили все экзаменуемые. В целом задания с кратким ответом выполнены аккуратно, ошибочных ответов немного, что свидетельствует о наличии системы в работе по подготовке к ОГЭ.

Самыми сложными для девятиклассников оказались задания №8 и 11, которые проверяли следующие умения:

№8 – умение находить грамматическую основу предложения – 1250 (59,6%);

№11 – умение определять количество грамматических основ в предложении – справились 1115 учеников (53,1%).

            Также руководителем ГТП было проанализировано выполнение учащимися 3-ей части работы по русскому языку (задание №15.1, 15.2, 15.3).

Сочинение 15.1: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Этот вид сочинения выбрали  58 человек (2,7%). Среди работ девятиклассников данный вид сочинения встречается очень редко и обычно вызывает трудность у многих учащихся.

С1К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос.

Дали обоснованный ответ, привели рассуждение на теоретическом уровне, не допустив фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, и  получили максимальные два балла по данному критерию  13 учеников (22,4% от писавших сочинение этого типа).

В сочинениях на лингвистическую тему многие учащиеся не смогли провести рассуждение на теоретическом уровне, что можно объяснить непрочностью знаний теории вопроса. Не все учащиеся владеют понятиями, лингвистическими терминами, многие затрудняются в написании текста научного стиля.

С1К2 Наличие примеров-аргументов.

Количество учащихся, получивших максимальный балл (3) по данному критерию невелико: смогли правильно привести примеры-аргументы, верно указав их роль в тексте,  9 девятиклассников (15,5%).

Экзаменуемые приводили примеры, не соответствующие тезису, или брали в качестве аргументов эпизоды из текста, в которых говорилось о верности, преданности собаки, то есть подменяли рассуждение на лингвистическую тему объяснением смысла текста или понятия.

С1К3, С1К4  Особых замечаний по данным критериям не было. Работы учащихся характеризовались смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью.

Учащиеся знакомы с композиционной структурой сочинения, в большинстве работ учеников наблюдалось наличие всех необходимых частей. Грубых ошибок в построении текста сочинения-рассуждения не было, хотя в ряде работ допущены нарушения в композиционном оформлении. Чаще всего вывод не всегда соответствовал заявленному тезису

Сочинение 15.2 сочинение-рассуждение на понимание смысла фразы из текста. Этот вид работы требует от учащихся умения верно объяснять содержание фрагмента, доказывать свою точку зрения, приводя в качестве доказательства два примера-аргумента из данного текста.

К выполнению задания 15.2 приступили 1104 человека, что составляет 52,6%.

С2К1. Данный критерий предполагает, что учащиеся должны дать верное объяснение содержания фрагмента. Однако не все девятиклассники объясняли фразу из текста.

Некоторые ограничивались одним формальным предложением: «Смысл фразы мне понятен». Другие же переходили на пересказ текста. Учащиеся испытывали затруднения в объяснении смысла фразы,  также допускали ошибки в интерпретации.

С2К2. Почти все учащиеся, выполнявшие данное задание, приводили два аргумента. Однако не все учащиеся приводили примеры из текста, как требовало того задание к сочинению 15.2.

При доказательстве своего тезиса школьники не всегда удачно подбирают предложения; аргументы и вывод не подходят к заявленному тезису.

С2К3. Анализируя смысловую цельность, речевую связность, можем отметить  наличие в работах логических ошибок. Это связано с нарушением причинно-следственных связей, с неудачными смысловыми переходами между предложениями и частями сочинения, повтором одной и той же мысли.

С2К4. Анализируя композиционную стройность работы, можно отметить, что учащиеся в основном разобрались со структурой сочинения-рассуждения, выделяя тезис, аргументы и вывод. Как правило, ошибок было немного. Лишь в отдельных работах неудачно формулируется вывод.

Сочинение 15.3 – сочинение-рассуждение, предполагающее интерпретацию морально-этического понятия. К его выполнению приступило 904 ученика (43%).

С3К1. Результаты проверки сочинения-рассуждения показали, что учащиеся в целом справились с предложенным заданием, более или менее удачно дали определение и смогли его прокомментировать. Но не все  смогли дать точное определение или правильно сформулировать его. 

С3К2.  В доказательство суждений учащиеся приводили примеры-аргументы. 

Девятиклассники, как правило, верно и удачно находили аргументы в анализируемом тексте. Обращаясь к  ним, учащиеся старались  комментировать приведённые эпизоды, обосновывать их выбор. Но некоторые просто пересказывали эпизод текста, не интерпретируя его, или приводили слишком большие цитаты.

Многие школьники показали недостаточную сформированность умения удачно подбирать аргументы из жизненного опыта. Примерами являлись рассказы о жизни друзей, знакомых, о спасении котёнка, щенка…

С3К3. Работы учащихся в целом характеризуются смысловой целостностью, последовательностью изложения.  

Допущенные логические ошибки связаны с тем, что приводимые примеры не всегда соответствовали тезису или даже противоречили ему. Иногда уже в тезисе школьники приводили примеры из текста. Учащиеся также не всегда указывали фамилию автора текста, из которого был взят пример-аргумент, сразу называя  номер предложения. В некоторых работах были допущены ошибки в абзацном членении (например, оба аргумента приводились в одном абзаце).

С3К4. Следует отметить, что большинство учащихся владеют навыками построения текста сочинения-рассуждения. Многие работы характеризуются композиционной стройностью, завершенностью, наличием выводов. Однако встречаются ошибки в заключительной части сочинения. Некоторые обучающиеся не смогли соотнести вывод со вступлением, или вывод содержал пересказ фрагментов текста.

            Уровень практической грамотности удовлетворителен.

В целом результаты полугодовой контрольной работы удовлетворительные.  Большая часть учащихся справилась со всеми заданиями, хотя и на недостаточно высоком уровне: успеваемость – 90,3%, качественная успеваемость – 41,4%, средний балл 24,6.

В группу «риск» на сегодняшний день вошли 204 ученика (9,7%).

В заключение своего выступления Л. М. Новикова  учителям – предметникам дала следующие рекомендации:

- проводить тренинги по заполнению Бланков ответов № 1 (для решения тестовой части): записывать буквы и цифры в строгом соответствии с указанными образцами – печатными буквами одного формата, не использовать запятые и пробелы при записи ответов, работать в поле замены ответов;

-  проработать правила заполнения Бланков ответов № 2: обозначив № задания - 1, ученик записывает текст сжатого изложения; после этой творческой работы обозначает номер  следующего задания, например 15.1, или 15.2, или 15.3, и пишет текст сочинения;

- обращать внимание на оформление работ, почерк учащихся, систематически проводить работу над каллиграфией;

 - совершенствовать у девятиклассников навык написания сочинения-рассуждения с обязательным соблюдением трехчастной структуры (тезис-аргументы-вывод);

- проводить систематическую работу по расширению словарного запаса обучающихся, особое внимание уделяя морально-этическим понятиям;

- в целях создания банка аргументов для сочинения на морально-этическую тему расширять кругозор школьников, обращаясь к текстам, содержащим информацию о выдающихся личностях и важных исторических событиях;

- включать в материалы  урока задания, связанные с синтаксическим и пунктуационным разбором простых и сложных предложений и анализом грамматической основы.

               По 2 вопросу выступила О. А. Ляпина (учитель школы №17). Оксана Александровна отметила, что умение находить грамматическую основу предложения (задание №8 и №11) является обязательным в рамках государственной итоговой аттестации учеников. Но ученикам 9 класса не всегда удаётся правильно и быстро находить грамматическую основу предложения, потому что эта синтаксическая конструкция очень разнообразна как по форме, так и по содержанию. Следовательно, возникают проблемы и с общим анализом предложения, и с пунктуацией.

Материалы здесь

                Курс русского языка в основной школе (5 класс) начинается с синтаксиса. Учитель считает это правильным, так как учащиеся прежде всего должны научиться правильно строить предложение. В первоначальном курсе синтаксиса ученики уже подробно изучают способы выражения главных членов предложения и детально знакомятся со второстепенными членами предложения. Понятие и термин «грамматическая основа предложения» им знакомы с 3 класса. Они сравнительно легко находят подлежащее, выраженное существительным, и сказуемое, выраженное одним глаголом. Отступление от этой формулы уже вызывает трудности.     

                 О.А.Ляпина считает целесообразным уже в 5 классе постепенно знакомить детей с различными видами сказуемого. Практика показывает, что к концу первого полугодия пятиклассники уже вполне осознанно различают эти виды сказуемого. Правда, на первом этапе возникает путаница между составным глагольным сказуемым и однородными простыми глагольными сказуемыми.

              Кроме этого, уже в 5 классе целесообразно вводить понятия «односоставные и двусоставные предложения». Ребята эти понятия осваивают довольно легко и быстро. Если в 5 – 8 классах на каждом уроке учителя будут  проводить синтаксический и пунктуационный анализ хотя бы одного предложения, то ребята будут подготовлены к решению многих проблем стилистики и пунктуации в 8 и 9 классах. Именно в этих классах ребята сталкиваются  со сложными конструкциями грамматической основы предложения.

               Проанализировав результаты мониторинговых работ и пробного экзамена в декабре, Оксана Александровна сделала вывод о том, что в курсе русского языка в основной школе большее внимание уделяется теоретической составляющей, чем практическому овладению навыка нахождения грамматической основы. Усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть достигнуто на основе многоплановой работы с различными видами упражнений, направленных на подготовку к данным заданиям. Систематическая работа над определением грамматической основы, способов выражения главных членов предложения готовит учащихся к выполнению одного из самых сложных заданий тестовой части,  а также редактированию и составлению связных текстов.

                Педагог выработала свой алгоритм действий при работе над заданиями №8,11, которым охотно поделилась с коллегами. 

                Во-первых,  прежде чем приступать к заданию 8 и 11, необходимо внимательнейшим образом изучить теоретический материал. Изучение материала  не займёт много времени, зато обучающиеся вспомнят, что такое грамматическая основа, а также чем могут выражаться подлежащее и сказуемое, каким бывает сказуемое по строению.

                 Во-вторых, с целью выработки умений быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции нужно предложить учащимся  упражнения, где особое внимание уделяется определению грамматической основы предложения – подлежащего и сказуемого. На уроках можно использовать пособие для подготовки к ОГЭ под редакцией М.М.Казбек-Казиева. Данное пособие представляет собой универсальный сборник разноуровневых заданий.

                 Кроме этого, на каждом уроке можно проводить синтаксические и пунктуационные разминки, использовать графические и цифровые диктанты, выборочные диктанты. После изучения каждой темы учащиеся могут самостоятельно составлять карточки-задания по пунктограммам (примеры должны быть подобраны из художественных произведений, которые изучаются в этот момент на уроках литературы) и т.д.

                 Далее Оксана Александровна предложила коллегам города свои наработки: тестовые задания по теме, презентации и варианты заданий с разных сайтов.

 

 

 

Категория: Новости | Просмотров: 335 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 29.03.2024, 16:00
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0