Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2016 » Декабрь » 5 » Творческая площадка учителей русского языка и литературы 9 классов (октябрь)
04:41
Творческая площадка учителей русского языка и литературы 9 классов (октябрь)

Творческая площадка  учителей русского языка и литературы  9 классов (октябрь)

Протокол №2 творческой площадки учителей русского языка и литературы  9-ых классов (13.10.2016 г.)

              На заседании городской творческой площадки учителей 9-ых классов 13.09.2016г. присутствовало 28 чел.

Тема площадки: «Подготовка к государственным экзаменам по русскому языку  в     

                                 формате ОГЭ. Информационная обработка текста».

Повестка заседания:

1. Работа с текстом. Обучение написанию сочинения-рассуждения 15.2                                                               
2. Итоги входной диагностики

3. Проверка и оценивание основных видов речевой деятельности: говорение.

    Новые подходы.

 

              По первому вопросу выступила Е.И. Сулеева (учитель школы №29), которая  представила свой опыт работы по подготовке учащихся  к написанию сочинения- рассуждения 15.2.  Елена Ивановна отметила, что сочинение 15.2 учащиеся выбирают на экзамене чаще всего. Выбор связан с тем, что эта разновидность сочинения уже знакома, так как с ним они  уже встречались при подготовке к региональному экзамену в 7 и 8 классах. Тем не менее, в 9 классе целесообразно вспомнить всё, что учащиеся знают по работе с текстом при написании сочинения такого типа, и расширить возможности учеников с помощью знакомства с новыми способами и приёмами действий.

              Перед началом работы над созданием сочинения учитель считает необходимым познакомить учащихся с критериями оценивания сочинения 15.2. Ученики должны понимать, что от них требуется при написании такого сочинения, к чему необходимо стремиться, чтобы получить высокий балл. Кроме этого, надо понимать, что данное задание базируется на анализе текста, поскольку ученикам необходимо объяснить его фрагмент. Связь с текстом в задании 15.2 является более тесной, ведь учащимся необходимо привести два аргумента только из прочитанного текста, с которым они работают.

               Отдельно остановилась Елена Ивановна на особенностях написания данного сочинения.

                Во-первых, при написании вступления нужно проанализировать цитату, соотнести её с идеей текста и написать, как ученик эту цитату понял. Это и будет тезисом данного сочинения. Но чтобы сформулировать тезис сочинения, нужно предварительно тщательно проанализировать весь текст, и если цитата будет понята учеником неверно, то за это будут снижены баллы.

                 Во-вторых, в сочинении 15.2 нужно найти номера предложений, подтверждающих исходный тезис. Работа эта требует от учащегося определённой кропотливости, так как примеры из текста должны точно соответствовать смыслу приведённой в задании цитаты, и объём фрагмента из текста, использованный в качестве примера, не должен быть слишком громоздким. Кроме этого, необходимо привести своё микрорассуждение по поводу того, как этот пример соответствует цитате, что само по себе достаточно трудоёмко.

                 В-третьих, в выводе необходимо обобщить сказанное, ещё раз вернувшись к главной мысли.

                  Сулеева Е.И. выработала свой алгоритм действий при работе над сочинением-рассуждением, которым охотно поделилась с коллегами.  

                  В результате такой работы с текстом учащиеся могут определить основную мысль текста, выявить роль предложения или фрагмента в тексте, осознать авторскую позицию и согласиться с ней, а, следовательно, и правильно подобрать аргументы к собственному высказыванию.

                  Кроме этого, учитель напоминает ученикам о необходимости обращать внимание на проблему, поднимаемую в изложении, а также на задание 15.3, где предлагается рассуждать о каком-либо нравственном понятии. Текст изложения и текст, предложенный для прочтения, часто перекликаются в своей идейной направленности, что помогает увидеть авторскую позицию анализируемого текста, а нравственное понятие из задания 15.3 показывает направление, в котором должен ученик рассуждать, работая над сочинением 15.2

                   Елена Ивановна посвящает несколько уроков анализу удачных и неудачных сочинений. Каждое из таких сочинений она вместе с учениками оценивает по критериям, отмечая положительные и отрицательные стороны.

                  По второму вопросу выступила Л.И. Сыресенкова, методист НМЦ.  Любовь Ивановна познакомила присутствующих на заседании учителей с результатами контрольной работы № 1 по русскому языку (20.09.2016 г.)

                 Было отмечено, что работу выполняли 1949 учащихся из 44 образовательных учреждений, среди них гимназии № 1, 2, 3, Православная гимназия, лицей №1.

                 Анализ выполнения работ показал следующее. Наиболее успешно учащиеся справились с заданиями: 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 16, 17.

                  Менее успешно девятиклассники справились с выполнением следующих заданий:

4, проверяющим умение проводить лексический анализ слов, - 1317 учащихся (67,6%). В качестве основной причины допущенных ошибок учителя указывают низкий словарный запас учащихся.

6, проверяющим умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, – 1240 учащихся (40,9%).

14, проверяющим умение определять основные способы образования слов, - 1278 учащихся (65,6%).

15, проверяющим умение определять принадлежность слова к определённой части речи по его признакам, – 1192 учащихся (61,2%).

18, проверяющим умение проводить синтаксический анализ предложения с обособленными членами – 1337 учащихся (68,6%).

                  Далее Любовь Ивановна обратила внимание на задания №1 и № 13, выполнение которых вызвало значительные затруднения.

С заданием 1, проверяющим умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения, справилось 745 учащихся (38,2%).

С заданием 13, проверяющим умение проводить фонетический анализ слов, справились  1164 учащихся (59,7%).  

 

Результаты написания  контрольной работы №1 удовлетворительные

Отметка

2

3

4

5

Количество

1949 чел.

230

756

730

233

 

%

11,8%

38,8%

37,5%

12,0%

 

                                              

            Методистом НМЦ было отмечено, что   успеваемость по городу составила 88%, качество знаний – 49%, средний балл – 12,2, средняя оценка – 3,4.

100% успеваемость показали учащиеся гимназий № 1, 2, школ № 39, Рекорд, Православной гимназии. В остальных учебных заведениях есть ученики, получившие «2». Данные итоги свидетельствуют о пробелах в знаниях учащихся.

В группе риска по итогам входной диагностики состоит   230 учеников.

                С  вопросом «Проверка и оценивание основных видов речевой деятельности: говорение. Новые подходы» выступила Новикова Л.М., учитель школы № 23, руководитель творческой площадки.

               Новиковой Л.М. было отмечено, что разрабатываются несколько моделей проведения устной части ОГЭ, которые планируется апробировать в ряде регионов в октябре-ноябре 2016 г.
               На сайте ФГБНУ "ФИПИ" выложена актуальная модель письменной части ОГЭ по русскому языку. Если не будет иных нормативных решений, то устная часть ОГЭ будет проводиться в отдельный день и никак не повлияет на структуру и содержание письменной части.

 

 

                Затем Лина Михайловна познакомила учителей, работающих в 9-ых классах, с одной из возможных моделей устной части ОГЭ  по русскому языку.

 

Формат экзамена

1. Беседа с учителем

2. Работа в парах

3. Компьютер

 

Общие подходы:

  • Коммуникативный подход

  • Неподготовленная речь

  • Монолог + диалог

  • Описание, повествование, рассуждение

  • Выразительное чтение вслух

 

Выразительное чтение вслух

 

Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1.5 минуты на подготовку.

 

Монологическое высказывание. Беседа по монологу

 

Задание 2.  Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.

 1. Опишите фотографию.

2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.

Не забудьте рассказать

в каком музее Вы были;

когда и с кем;

что вы увидели;

что понравилось и запомнилось больше всего.

 

Диалог в парах

 

Задание 2. Обсудите, нужна ли в школе форма? При обсуждении дайте ответы на следующие вопросы:

 Есть ли у Вас в школе форма?

Чем удобна школьная форма?

Почему ученики часто не любят носить школьную форму?

Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета?

Опишите одежду, в которой бы вы хотели видеть учеников в своей школе.

 

Условный диалог. (Интервью)

 

Задание 2. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы.

 1. Есть ли у Вас в школе форма?

2. Чем удобна школьная форма?

3. Почему ученики часто не любят носить школьную форму?

4. Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета?

5. Опишите одежду, в которой бы Вы хотели видеть учеников в своей школе.

 

Монологическое высказывание  с элементом диалога

 

 

Задание 3.  Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.

 

 1. Опишите фотографию.

 2. Расскажите о своём школьном празднике, который запомнился больше всего.

Не забудьте рассказать

когда проходил праздник;

чему был посвящён;

кто принимал участие;

что понравилось больше всего.

 Поделитесь впечатлениями с партнёром.

 

  РЕШЕНИЕ:

 

  1. Принимать активное участие в работе творческих площадок в течение всего учебного года.

2.  Принять к сведению информацию, полученную на заседании площадки. Использовать  при  

подготовке к урокам по развитию речи учащихся.

3. Продолжить создание методической копилки учителей 9 классов.

Категория: Новости | Просмотров: 97 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вторник, 21.11.2017, 20:26
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0