Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2016 » Декабрь » 5 » Творческая площадка учителей русского языка и литературы 9 классов (сентябрь)
04:28
Творческая площадка учителей русского языка и литературы 9 классов (сентябрь)

Творческая площадка учителей русского языка и литературы 9 классов (сентябрь)

На заседании городской творческой площадки учителей 9-ых классов классов  16.09.2016  присутствовали 26  чел.

Тема площадки: «Повышение качественной подготовки учащихся 9-ых классов  к сдаче ОГЭ»

Повестка заседания:
1.Анализ сдачи ОГЭ учащимися 9-ых кл. за прошлый год.
2.Знакомство с демоверсией ОГЭ 2017г.
3.План работы творческой площадки в новом учебном году.

             По первому вопросу выступила Е.В.Кузьмина, руководитель ГМО учителей русского языка и литературы. Елена Владимировна  познакомила присутствующих на заседании учителей с результатами ОГЭ по русскому языку в 2015-2016 уч. году.

Было отмечено, что школьники хорошо сдали основной государственный экзамен  по русскому языку, никто из детей не получил неудовлетворительной отметки.

Всего обуч-ся, сдававших экзамен

Количество обуч-ся, получивших оценку:

«2»

«3»

«4»

«5»

           1946

0

1012(52%)

669(34,4%)

265(13,6%)

            Результаты экзамена по пятибалльной шкале таковы:

 

 

 

 

           

                        Лучшие результаты экзамена (37-39 б.) показали  следующие школы и

гимназии города:

 

 

37 баллов- 30 учащихся   

Гимназия № 1 -3

Гимназия № 2 -7

Гимназия № 1 -3

СОШ № 1 - 1

СОШ № 2 - 2

СОШ № 5 - 1

СОШ № 8 - 3

 

 

СОШ № 13 - 2

СОШ № 15- 1

СОШ № 23 - 1

СОШ № 29 - 1

СОШ № 37 - 2

СОШ № 38 - 1

СОШ № 88 – 2

 

 

 

38 баллов- 26 учащихся

Гимназия № 1 -3

Гимназия № 2 -3

Гимназия № 1 -2

СОШ № 2 - 1

СОШ № 8 - 2

СОШ № 11 - 1

СОШ № 28- 2

СОШ № 29 - 2

СОШ № 32 - 1

СОШ № 37 - 1

СОШ № 38 - 1

 

 

СОШ № 39 - 1

СОШ № 40 - 1

СОШ № 51 - 2

СОШ № 52 - 1

СОШ № 54 - 1

СОШ № 88 – 1

 

 

 

 

 

 

 

 

39 баллов- 9 учащихся

Гимназия № 1

Гимназия № 3

СОШ № 5

СОШ № 11

СОШ № 22

 

 

СОШ № 29

СОШ № 35

СОШ № 49

СОШ № 50

 

 

Пограничные результаты экзамена(15 б.)  набрали  18 учащихся (Лицей №1, СОШ № 8(2), СОШ № 13, СОШ № 15, ВСОШ № 18, СОШ № 23, СОШ № 24, СОШ № 25(2), СОШ № 27, СОШ № 28, СОШ № 35,СОШ № 35, СОШ № 43(2), СОШ № 50, СОШ № 53, СОШ № 54.

              Далее  Е.В.Кузьмина проанализировала выполнение учащимися 1-ой части работы по русскому языку (задание №1), отметив достаточно хорошую подготовку экзаменуемых к написанию сжатого изложения. Все девятиклассники приступили к выполнению данного задания. Большинство учеников показало сформированное умение выполнять информационную обработку текста, владение продуктивными коммуникативными умениями. Елена Владимировна отметила, что девятиклассники понимают авторский замысел и стремятся передать его, используя языковые средства исходного текста и сохраняя авторский стиль повествования, а также опираясь на собственный речевой опыт. Сравнивая результаты экзамена с результатами проводимых в течение года мониторингов, можно говорить о стабильной положительной динамике образовательных достижений учащихся.

 

Отдельно Е.В. Кузьмина обратила внимание на  типичные ошибки в изложении:

-  пропуск, видоизменение  и добавление микротем при сжатии;

- неверное деление на абзацы;

- наличие  логических ошибок.

 

            Затем Елена Владимировна остановилась на результатах выполнения заданий

части 2. К работе с тестовыми заданиями приступили все экзаменуемые. В целом задания с кратким ответом выполнены аккуратно, ошибочных ответов немного, что свидетельствует о наличии системы в работе по подготовке к ОГЭ.

 

№  задания

2

3

4

5

6

7

Кол-во обуч-ся, правильно выполнивших задание

1872

1435

1481

1540

1483

1298

 

 

 

 

 

 

 

 

№  задания

8

9

10

11

12

13

14

Кол-во обуч-ся, правильно выполнивших задание

1057

1206

1423

1349

836

1272

1223

 

 

 

            В тестовой части менее успешно выполнены задания №8 (определение грамматической основы указанного предложения) и №12 (определение границ сложносочинённых и сложноподчинённых предложений).

            Также руководителем ГМО было проанализировано выполнение учащимися 3-ей части работы по русскому языку (задание №15.1, 15.2, 15.3). В сочинениях школьников заметна целенаправленная работа учителей по формированию умения строить сочинение-рассуждение в соответствии с трёхчастной структурой.

             Было отмечено, что большинство учащихся владеет приёмами оформления композиционных частей сочинения, в частности, вводными словами как средством связи и оформления мыслей в тексте. Стилистика сочинений соответствовала нормам научно-популярного и публицистического стилей речи.

             Школьники показали достаточный уровень владения теоретическими сведениями из курса русского языка. Наиболее сложными для девятиклассников стал верный подбор примеров-аргументов, что свидетельствует о недостаточно сформированном умении переноса теоретических знаний на уровень практического анализа предложенного текста.

             Отдельно Елена Владимировна обратила внимание на то, что не все выпускники

9 класса показали должный уровень сформированности самостоятельности мышления анализировать художественный текст, понимая замысел автора. Учащимся сложно давать толкование предложенного слова и комментировать его.

 

 

Критерии

Кол-во обучающихся, набравших баллы:

 

0

0

1

2

3

С1К1

 Наличие обоснованного ответа.

 Понимание смысла фрагмента текста.

Толкование значения слова.

81

816

1049

-

С1К2

Наличие примеров-аргументов

99

382

801

664

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

66

1006

876

-

С1К4

Композиционная стройность работы

49

668

1229

-

 

           Е.В. Кузьмина озвучила ошибки при написании сочинения.

           При написании сочинения 15.1 обучающиеся

-не формулировали тезис, а использовали в качестве опоры для рассуждения высказывание,     

  предложенное в задании;

- нередко подменяли объяснение высказывания лингвиста общими заученными фразами о языке;

- при подборе примеров из текста не всегда верно объясняли их назначение в тексте.

           При написании сочинения 15.2 девятиклассники иногда пропускали нужную информацию, опирались на предложения,  не объясняющие суть фразы, допускали отступления от основной мысли.

           При написании сочинения 15.3  учащиеся

- испытывали затруднение при комментировании предложенного слова или сочетания слов, при этом верно дав определение;

- пример-аргумент из жизненного опыта представляли на бытовом уровне.

            Уровень практической грамотности удовлетворителен.

             В заключение своего выступления Е. В.Кузьмина учителям – предметникам дала следующие рекомендации:

1) при обучении сжатию текста обращать внимание на логику развития темы через микротемы и важность правильного определения ключевых слов. Практиковать задания по составлению плана текста, тезисов; по составлению верно и неверно сокращённого вариантов текста, выстраиванию семантического поля текста;

2) организовать специальную работу по совершенствованию текстоведческих умений;

3) проводить в системе разные виды анализа текста;

4) проводить тренировочную работу с самопроверкой по словарю, приучающую школьников пользоваться справочником для проверки практической грамотности;

5) отрабатывать навык подбора синонимов для исключения тавтологии;

6) организовать словарную работу, уделяя особое внимание современной публицистической лексике, морально-этическим, нравственным понятиям.

             По 2 вопросу выступила Л.М.Новикова, руководитель творческой площадки учителей русского языка и литературы 9 -ых классов. Лина Михайловна провела анализ демоверсии ОГЭ 2017г. и отметила, что Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал проект документа, который регламентирует структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2017 года.

           Проект демоверсии не предполагает изменения в 2017 году структуры и содержания КИМ ОГЭ по русскому языку.

            В начале своего выступления Л.М.Новикова напомнила педагогам, что экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий.  На выполнение данной работы отводится 3 часа 55 минут.

            Задание №1 (сжатое изложение) требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста.

Чтобы подготовить детей к первой части экзамена, педагогам прежде всего необходимо правильно организовать работу с текстом, обратив внимание на особенности сжатого изложения.

             Далее была рассмотрена 2 часть экзаменационной работы (задания №2-14).   

           Время от времени в содержание этой части экзамена, как было отмечено, вносятся некоторые изменения (в этом году их нет), однако неизменным является то, что с помощью заданий части 2 проверяются знания по всему курсу русского языка.

           Часть этих заданий проверяет умения по текстоведению:

- способность глубоко и точно понимать содержание прочитанного текста, его ключевые проблемы;

- определять основную мысль, позицию автора текста или одного из его героев, авторское отношение к персонажу или какому-либо вопросу, затронутому в тексте;

- устанавливать смысловые отношения между предложениями и средства связи между ними, опознавать языковые средства выразительности, использованные в тексте.

Кроме этого, Новикова Л.М. напомнила, что  задание 15 (3часть работы) содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом особое внимание необходимо уделить умению аргументировать положения своей работы.

           Однако сначала ученику придётся выбрать одну из трёх предлагаемых в работе тем.

Первая тема сочинения-рассуждения (задание 15.1) предлагает раскрыть смысл высказывания о языке, аргументируя свои мысли двумя примерами из прочитанного текста. Писать сочинение можно в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале.

            Вторая тема (задание 15.2) непосредственно связана с содержанием прочитанного текста и предлагает аргументировано разъяснить смысл небольшого фрагмента этого текста.

            Третья тема сочинения (задание 15.3) представляет собой рассуждение на морально-этическую тему. При этом необходимо разъяснить суть какого-либо понятия («добро», «милосердие», «ответственность» и т.д.). Привести два примера-аргумента (один пример – аргумент  - из прочитанного текста, а второй  - из жизненного опыта).

             Таким образом, в течение почти 4-х часов выпускник на экзамене выполняет разнообразную работу, демонстрируя при этом, как он овладел важнейшими практическими навыками во всех областях родного языка.

             Затем  руководитель ГТП  напомнила педагогам систему оценивания экзаменационной работы, познакомила коллег с  планом работы творческой площадки в новом учебном году.

             В заключение своего выступления Лина Михайловна обратилась к коллегам с пожеланием успешной сдачи учащимися ОГЭ.

 

  РЕШЕНИЕ:

1. Принимать активное участие в работе творческих площадок в течение всего учебного года.

2. Улучшать качество подготовки девятиклассников к ОГЭ по русскому языку, учитывая названные результаты выполнения каждого задания 1-15.

3. Изучать положительный опыт по подготовке к ОГЭ учителей школы и города.

 

Категория: Новости | Просмотров: 51 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 23.09.2017, 19:23
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0