Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2016 » Март » 23 » Заседание №5 творческой площадки учителей русского языка 9-ых классов (январь)
18:10
Заседание №5 творческой площадки учителей русского языка 9-ых классов (январь)

На заседании творческой площадки учителей русского языка 9-ых классов   18.01.2016г. присутствовали 54 человека.

Тема творческой площадки: "Критерии оценивания работ учащихся"

План заседания:

  1. Практикум по оцениванию работ учащихся.
  2. Итоги полугодовой контрольной работы. Положение о Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика».

 

    I. По первому вопросу выступила Плотникова Ольга Викторовна (гимназия № 2). Она провела практикум по оцениванию работ учащихся. Ольга Викторовна обратила внимание слушателей площадки на ошибки, которые допускают дети. Выступление  сопровождалось компьютерной презентацией.

         II. По второму вопросу слушали  методиста НМЦ Сыресенкову Л.И., которая познакомила слушателей площадки с «Положением о Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика» 2016 год» и провела анализ выполнения полугодовой контрольной работы, которая проводилась на пунктах ОГЭ.

Во всех ППЭ была точно соблюдена инструкция по проведению региональной контрольной работы по русскому языку за 1 полугодие. Были сданы все протоколы, установлены причины неявки обучающихся на пункты для написания работы (представлены объяснительные записки и справки). Серьезных нарушений не выявлено. Организаторы, как правило, добросовестно и ответственно отнеслись к выполнению своих обязанностей. Учащиеся 9-х классов в основном были серьезно настроены на выполнение контрольной работы.

Для проверки работ обучающихся была создана независимая экспертная комиссия, в которую вошли 75 учителей русского языка первой и высшей квалификационной категории из образовательных учреждений города. Все педагоги, привлеченные для проверки контрольных работ, имеют опыт работы в 9 классах. Хорошо продуманная организация деятельности экспертов, их ответственное отношение к своим обязанностям позволили в отведенное время внимательно, объективно, качественно проверить все работы и проанализировать полученные результаты.

Выполняли региональную контрольную работу по русскому языку за 1 полугодие в форме ОГЭ 1924 ученика, а 3девятиклассника с ограниченными возможностями здоровья выполняли работу в форме ГВЭ.

Не все девятиклассники оказались готовы к оформлению работ в соответствии с требованиями ОГЭ. Некоторые учащиеся на разных бланках писали по-разному свое имя Учащиеся, заполняя бланк ответов № 1, допускали ошибки. При записи последовательности цифр нередко использовали запятые, а между словами делали пробелы. Не обращая внимания на образец, многие девятиклассники  использовали прописные  буквы, что является грубейшим нарушением.

 К выполнению задания №1 (изложение) приступило подавляющее большинство выпускников. Учащимся для прослушивания был предложен текст нравственной тематики, в котором автор рассуждает о понятии «дружба». Текст оказался доступным для восприятия и понимания, поэтому  учащиеся смогли  правильно передать основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. В целом учащиеся смогли применить приёмы компрессии текста, использовав их на протяжении всего изложения. Наиболее частотным был прием исключения, реже использовались упрощение и обобщение. При обобщении заменяли ряд однородных членов обобщающим словом, при упрощении соединяли несколько предложений в одно, данные приемы использовались крайне редко, только в работах «сильных» девятиклассников. Во многих работах отмечено неверное абзацное членение текста, что привело к нарушению логики развития мысли в изложениях самих девятиклассников.

 Анализируя результаты выполнения тестовой части, можно утверждать, что наиболее успешно учащиеся справились с заданиями № 2, 3, 5, 7, которые проверяли следующие умения: умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста; умение определять средства выразительности; умение проводить орфографический анализ слова;умение заменить один тип подчинительной связи в словосочетании другим.

Много ошибок допущено учащимися в задании № 13, 14 (умение проводить синтаксический анализ предложения: находить бессоюзные сложные предложения, сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными и сложное предложение с различными видами связи).  Самыми сложными для девятиклассников оказались следующие задания тестовой части: № 6, 9, которые проверяли следующие умения: умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского языка; умение находить простое осложнённое предложение. Справились 689 – 36%.

К написанию сочинения не приступили 20 учащихся.

Сочинение 15.1: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Этот вид сочинения девятиклассники выбирали редко (274 ученика – 14%), так как он обычно вызывает затруднения, хотя предложенные в КИМах цитата И.Н.Горелова «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах»; В.В.Виноградова «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе»; А.И.Горшкова «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» не представляли особой сложности для понимания и комментирования. Достаточно было вспомнить характеристику средств художественной выразительности речи. Сложность для восприятия представляло лишь высказывание И.Г.Милославского «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою оценку ситуации,  - это выбор слов, содержащих оценочный элемент».

Оценивая наличие примеров-аргументов, проверяющие отмечают, что экзаменуемые приводили примеры, не соответствующие тезису, или ученики, рассуждая о значении художественных средств, не приводят примеры из текста, не указывают номера предложений. Таким образом, пример «не перерастал» в аргумент. Во многих работах примеры-аргументы приводились, но их роль либо указывалась частично, либо приводился один пример-аргумент по обозначенному высказыванию, а второй был ошибочным.

Сочинение 15.2: сочинение-рассуждение на понимание смысла фразы из текста. Этот вид работы требует от учащихся умения верно объяснять содержание фрагмента, доказывать свою точку зрения, приводя в качестве доказательства два примера-аргумента из данного текста.Из 1924 учащихся, писавших пробную экзаменационную работу, к выполнению задания 15.2 приступили 712 человек, что составляет 37%.

Тезисы, выдвинутые учащимися, в основном соответствовали пониманию данного для анализа фрагмента. Аргументы соответствовали объяснению содержания фрагмента текста и не вызывали затруднений у учащихся. Анализируя смысловую цельность, речевую связность, стоит отметить наличие в работах логических ошибок. Это связано с нарушением причинно-следственных связей, с неудачными смысловыми переходами между предложениями и частями сочинения, повтором одной и той же мысли.

Сочинение 15.3: сочинение-рассуждение, предполагающее интерпретацию морально-этического понятия. К его выполнению приступило большинство учащихся – 918 человек (48%). Учащимся было предложено написать сочинение-рассуждение, в котором необходимо дать объяснение (толкование) слова и прокомментировать его. Школьники, выполнявшие работу 1 и 2 вариантов, должны были показать понимание значения слова «красота», 3 и 4 вариантов – «сострадание».

Все учащиеся в целом справились с предложенным заданием. Большинство учащихся владеют навыками построения текста сочинения-рассуждения. Многие работы характеризуются композиционной стройностью, завершенностью, наличием выводов. В целом результаты региональной контрольной работы удовлетворительные. Большая часть учащихся справилась со всеми заданиями, хотя и на недостаточно высоком уровне: успеваемость – 77,9%, качественная успеваемость – 32,8%. Даны рекомендации руководителям ОУ и учителям-предметникам.

 

Решение:

1. Принять к сведению информацию, полученную на заседании площадки.          Использовать  при подготовке к урокам по развитию речи учащихся.

2. Продолжить создание методической копилки учителей 9 классов.

Категория: Новости | Просмотров: 355 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 19.04.2024, 10:23
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Март 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0