05.05.2014 состоялось заседание городской творческой площадки учителей русского языка 9 классов, на котором присутствовало 43 человека.
По вопросу «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему» слово было предоставлено учителю 1 категории СОШ № 5 Лабуревой Ирине Александровне, напомнила основные признаки текста, типичные речевые ошибки учащихся, критерии оценивания, приемы анализа текста и алгоритм написания самого сочинения.
Свою работу по подготовке к сочинению учитель начинает с детального изучения теории языка, с составления плана написания сочинения: ученики чётко должны представлять, что требуется от них в сочинении, на какие моменты необходимо обратить особое внимание. Бесспорно, что понятия: тезис, аргументы, вывод, какие явления называют лексическими, какие грамматическими, какова их роль – ключевые понятия. После хорошей теории учитель пошагово начинает работу над написанием сочинения (отрабатывает написание тезиса, аргументов. вывода)
В работе Ирина Александровна часто обращается к пособию Сениной (такие же пособия есть у всех учащихся). Учитель показала работу над сочинением по одному из тексов пособия. Презентация, данная учителям города, содержит хороший материал к написанию сочинения.
Для разных групп учащихся учитель использует разную систему подготовки: для учеников низкого уровня подготовки учитель предлагает речевые клише для написания; нужно отметить, что, по мнению учителя, именно такая форма работы приносит очевидные плоды.
Татьяна Ивановна Бородович, учитель школы №4, предложила коллегам свою систему работы по формированию у учащихся умения написания сочинения – рассуждения в рамках курса 9 класса по предметам «русский язык» и « литература».
Свою работу Татьяна Ивановна начинает с разбора речевых и грамматических ошибок (коллегам были предложены некоторые задания, используемые в работе на уроках: найти лишнее , исправить ошибку, подобрать наиболее подходящее по смыслу слово из ряда синонимов). Затем учитель знакомит со «скелетом» сочинения, дети схему сочинения вычерчивают в тетради и в ходе работы над текстом заполняют необходимым материалом из текста: зачин, теоретическое обоснование, аргумент. По мере отработки «скелета» учащиеся понимают, что необходимы «мостики» от одного композиционного элемента к другому, иначе текст не является связанным. Вот тогда и используются клише.
Интересным для учителей города был опыт Татьяны Ивановны по написанию сочинения-рассуждения на основе текстов из программных произведений по литературе. Интеграция помогает учащимся в работе над сочинением: Татьяна Ивановна очень умело использует литературный текст для этого вида работы.
«Слово о полку Игореве». Проблемный вопрос: какие качества идеальной женщины вы видите в Ярославне? – заставляет учащихся аргументировать мнение с использованием текста произведения.
Также учитель предлагает коллективные формы работы: организуйте работу в группе так, чтобы результатом вашей коллективной работы стало выступление-рассуждение на тему…как вы понимаете смысл афоризма…аргументируйте свое мнение, посовещавшись в группе…и т.д.
Татьяна Ивановна предложила вниманию учителей площадки свою презентацию, свой опыт работы к использованию на уроках.
В заключение работы ГТП её руководитель Савельева И.С. поблагодарила коллег за сотрудничество и пожелала удачной сдачи учащимися ОГЭ.
|