Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2015 » Январь » 12 » Заседание творческой площадки учителей русского языка 9-ых классов
19:22
Заседание творческой площадки учителей русского языка 9-ых классов

13 ноября 2014г. состоялось заседание творческой площадки учителей русского языка 9-ых классов, присутствовало  27 человек.

Тема площадки № 3: «Задание 1.Работа с приемами сжатия текста. Задание 6. Группы синонимов по значению. Задание 7. Работа со словосочетанием. Методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения».

По первому  вопросу выступила учитель учитель СОШ № 24 Кайль Е.А.

Усиление практической направленности обучения русскому языку и соединение теории с практикой может быть достигнуто на основе многоплановой работы с различными видами упражнений, направленных на подготовку к написанию сжатого изложения. Учителем предложены такие приемы:

1. работа с испорченным текстом для типов речи повествование и рассуждение.

2. задания на логику: восстановить смысловую связь, подобрать вступление и заключение к предложенной теме, найти предложение в тексте, которое является основной мыслью для предыдущей микротемы, восстановление правильного порядка предложений в тексте и т.д.

Для достижения желаемого результата чаще использовать в работе частичный анализ текста, КАТ, регулярно проводить многоаспектный анализ, желательно учащимся иметь папки для подготовки к ОГЭ.

По 2 вопросу выступила учитель СОШ № 1 Чоповская М.А. Вниманию коллег была предложена подробная презентация, знакомящая учащихся с определением понятия синонимов, лексического значения слова, повторением стилей речи, определением стилистически окрашенных синонимов и работой по умению подбирать к ним нейтральные синонимы. Задание 7 было представлено презентацией: повторение видов связи слов в словосочетании, группой разнообразных упражнений. Например, задания, аналогичные тестам: замените словосочетание «старинная запись», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

А также были предложены другие разнообразные задания:

1.Найдите и укажите в словосочетании главное и зависимое слово и укажите, какой частью речи является главное слово. Определите тип словосочетания.

Зимние вечера, долго рассказывает, двое саней, очень уютно, таёжный посёлок, недалеко от берега, уставший от забот, движущиеся силуэты, пойти за покупками, играя с мячом.
2.Распределите на группы именные словосочетания в зависимости от частей речи, которой выражено главное слово: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение.

Весьма привлекательный, пятеро друзей, что-то таинственное, любовь к животным, по-детски простодушный, увлекательное путешествие, несколько слов, кожаное пальто, кофе по-восточному, пять килограммов, готовый к употреблению, каждый из нас, семь нянек.
3.Замените глагольные словосочетания именными. Укажите главное и зависимое слова. Определите падеж зависимого компонента в данных и полученных словосочетаниях.
Образец: читать книгу (вин .пад.) – чтение книги (род. пад.).

Проводить друзей, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы, закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизора, любить Родину, жить в городе.

Материалы, представленные Чоповской М.А. в приложении 1.
           По 3 вопросу выступила учитель русского языка и литературы Бойко С.В.

Сочинение-рассуждение находится под номером 15 и имеет вариативность: 15.1,15.2,15.3. Темы сформулированы по уровню сложности и представляют следующее:

15.1Толкование фразы лингвиста.

15.2 Объяснение смысла финала текста.

15.3 Собственное видение значения определенного слова, комментарий.

Учителем были предложены методические рекомендации в виде уже известных презентаций прошлых лет: «Методические рекомендации по приемам работы над С2.1 в ГИА 2012 года Блинова Г.И, Пазыныч О.А.,  учителя МОУ «Гимназия №140 г.Оренбурга» 

Эта презентация предлагает пошаговый алгоритм работы над сочинением 15.1:

Шаг1.

Сформулируй тезис на основе высказывания Г. Степанова

Тезис – главная мысль сочинения – рассуждения,  которое  надо доказать. Рассуждение строится на анализе лексических и грамматических явлений.

Алгоритм работы над тезисом

1.Внимательно прочитай высказывание и выдели ключевые понятия.

2. Выпиши ключевые понятия, объясни их при помощи синонимов, однокоренных слов, описательных конструкций.

3. Соедини смысловыми союзами (если, чтобы и др.) выделенные ключевые понятия и сформулируй тезис целиком и т.д.

Вниманию коллег были предложены тексты и фразы для написания сочинения, несколько вариантов тестов нового формата.

Для учащихся предложены памятка «В помощь пишущему сочинение» с  клише, образец сочинения по тексту В.К.Железникова из сборника В.П.Цыбулько 2015г.

Для работы по теме 15.3 предложена подробная презентация, в которой дается толкование слова человечность, объясняется, что такое нравственность, приводятся аналогии данному понятию для большей осведомленности и предлагается вариант написания сочинения этого характера.

Материалы, представленные Бойко С.В. в приложении 2.

Решение:

1.Учителям 9-ых классов необходимо тренировать учащихся в написании сжатого изложения в соответствии с новыми требованиями.

2.Для эффективной подготовки к решению заданий 6 и 7 необходимо использовать в работе предложенный практический материал.

3.Учителям-предметникам следует воспользоваться методическими рекомендациями по обучению написания сочинения-рассуждения и тренировать их во всех трех видах, а не учить писать только по одному из трех вариантов.

 

Категория: Обмен опытом | Просмотров: 235 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 23.09.2017, 19:14
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0