Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2017 » Январь » 10 » Семинар по теме «Формирование познавательных умений и интересов учащихся в процессе реализации межпредметных связей на уроках русского языка
09:01
Семинар по теме «Формирование познавательных умений и интересов учащихся в процессе реализации межпредметных связей на уроках русского языка
  • 10 октября 2016г. в МОАУ «СОШ №2 им. Карнасевича  С.С. г. Орска» был проведен семинар по теме «Формирование познавательных умений и интересов учащихся в процессе реализации межпредметных связей на уроках русского языка и литературы».

Присутствовало 19учителей-предметников из ОУ: гимназия №№1,2,3, СОШ №№2,5,6,8,11,15,17,20,29,38,43,49,51,52,53,54,88.

         Было дано 6 открытых уроков учителями:

1.Урок русского языка в 9 классе по теме «Текст и его строение. Признаки текста» (Козлова Г.И., высшая кв. категория)

При обсуждении уроков учитель Суюмбаева К.С. (школа №53) высоко оценила  этап урока, связанный со словарной работой «Определи слово по его значению», где учащиеся по лексическому значению слова определяли тему урока и дали определение понятию «текст».

Еще один этап урока заслуживает внимания -отредактированный текст. «Перед нами сонет Шекспира, нужно очень постараться, чтобы получился стихотворный текст. Что для этого надо? Содержание связать с формой: рифма, ритм, вполне возможно использовать определенный размер, средства выразительности».

Ученики читали два варианта переводов сонета  Шекспира: С.Маршака и   А. Финкеля (перевод А. Финкеля,  по мнению  литературных критиков, менее мелодичен, чем перевод С. Маршака, зато гораздо ближе к звучанию шекспировских сонетов),обращалось внимание детей на то, что у стихотворений разные авторы. Мы видим роль переводчиков на уроке (межпредметные связи).

2.Урок развития речи в 8 классе по теме «Функциональные разновидности языка. Обобщение» (Дорошенко Е.В., высшая кв. категория)

Учитель Леднева О.О. (школа №52) отметила продуктивное начало урока (с помощью технологии голографического подхода А.С. Белкина (метод витогенного обучения) начался урок (приемы «прикосновение кискусству», «опережающая проекция», «что имеем-сохраним»). Будучи на уроке химии, зная о свойствах и химической формуле воды, учащиеся с помощью чистой тряпочки очутились вновь на уроке русского языка («Н2О» - союз НО).

Затем, применяя технологию опережающего обучения с использованием опорных схем С.Н. Лысенковой, перешли к новому этапу урока – опросу  (звучал монологичный ответ учащейся) с элементами игры:

-Найдите несоответствия в столбцах-схемах по теме «Функциональные разновидности русского языка»  (у доски учащийся правильно выстраивает столбцы-схемы и ведет монологический ответ):

-Основные функции языка;

- Функциональные разновидности языка;

-Алгоритм определения стиля.

-Когда вы рассказывали нам теоретический материал, каким стилем вы пользовались? (научным).

-Зачитайте сочинения по предложенным вам заголовкам (устные ответы, опрос домашнего задания).

Учитель Королева Е.Ю. (гимназия №1) отметила работу в группах, где нужно было определить принадлежность 6 текстов к определенному стилю, объясняя свой выбор; краеведческий материал урока (видеорепортаж, текст публицистического стиля, задание теста об Ириклинском водохранилище ГРЭС).

Учитель Старова Е.А. (школа №49) отметила дифференцированное домашнее задание (написание текста в публицистическом стиле в жанре или заметки, или статьи, или репортажа; для высокомотивированных учащихся - написание текста в официально-деловом стиле в жанре жалобы на загрязнение Ириклинского водохранилища).

3.Урок литературы в 9 классе по теме  «Путешествие по Петербургу с Евгением Онегиным (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)» (Терёшкина Л.А., высшая кв. категория)

 При обсуждении учитель Киселева Е.С. (школа №11) отметила отличное владение речью не только учителя Терешкиной Л.А., но и учащихся 9 «А» класса, формирование познавательных умений и интересов учащихся в процессе реализации межпредметных связей на уроке литературы (МХК, ИЗО, география, технология, история).

Учитель Развожаева О.В. (школа №6) отметила глубокое погружение в эпоху XIX века (стиль, мода, питание, воспитание); тема урока была определена учащимися через кроссворд-изображения. Учащиеся путешествовали по Петербургу в сопровождении Евгения Онегина.

Учитель НестероваА.П. (гимназия №3) отметила продуктивную работу в парах, отличное знание текста романа (цитирование –наизусть, выразительное чтение).

4.Урок литературы в 7 классе по теме  «Историческая основа «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Жанр. Система образов» (Мануйлович Е.А.,первая кв. категория)

Учитель Киселева Е.С. (школа №11) отметила необычное начало урока: «В одной африканской стране дети прочитали книгу о том, что есть на Земле место, где люди могут  ходить по воде,назовите имя  русского поэта, писателя, знатока истории, предки которого жили в Африке. А.С. Пушкин был потомком африканских абиссинских царей. И черты этого древнего народа сохранились и в его внешности, и в его характере, страстном, как солнце Африки, и горячем, как её песок. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение творчества А.С. Пушкина и знакомимся с произведением, написанным поэтом в Южной ссылке. «Песнь о вещем Олеге», 1822г. создания». Это было занимательно с точки зрения подросткового возраста и познавательно.

Учитель Старова Е.А. (школа №49) отметила глубокую работу над исторической основой написания баллады «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина, словесном рисование в различных жанрах образа кудесника.

5.Урок развития речи в 11 классе по теме  «Подготовка к сочинению-рассуждению. Проблема. Комментарий (по тексту Ю.Бондарева «Красавица»)». (Матвиенко Е.А., I кв. категория)

Учитель Развожаева О.В. (школа №6) отметила трудность работы над подготовкой к сочинению-рассуждению, над выделением проблемы текста и ее комментария. 11 класс – этоитог работы учителя над развитием речи с начальных классов по сей день.Был выбран краеведческий материал (текст Орского писателя Ю.Бондарева «Красавица». Мы очутились в эпохе 60-х годов XX века (дискотека). Учитель затронул нравственную проблему воспитательного характера: красота внешняя и внутренняя.

Учитель Маникаева Ш.Р. (школа №43)поблагодарила за звучание текста на уроке, цитирование, применении афоризмов, крылатых слов о красоте словами русских и мировых классиков (А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, Н.Заболоцкого, В.Гюго). Учитель Матвиенко Е.А. обратила внимание на то, как меняется понятие  «красота» в изобразительном искусстве от античности, эпохи Возрождения до XXI века (скульптура, живопись, фотографии), на лексическое значение этого слова (словарь С.И. Ожегова).

6.Урок русского языка в 6 классе по теме «Текст как единое целое» (Трегубенко Е.В., соотв.)

Учитель Кададимская А.А. (школа №51) отметила использование краеведческого материала на уроке в 6 «Б» классе: 1 октября 2016 года в Оренбуржье отметили 225-летний юбилей великого русского писателя-натуралиста С.Т. Аксакова, чья жизнь и творчество тесно связаны с Оренбургским краем, а именно, родовым селом Знаменское (ныне Аксаково) Оренбургской области.

Затем последовала работа с текстом С. Т. Аксакова «Степь»: определить признаки текста (работа в группах).В текстах многих великих русских писателей и поэтов давалось описание степи (чтение отрывков, изображение степи великими художниками и учащимися 6 класса).

Учитель Павлова В.Г. (школа №38) отметила работу в парах по тексту:  Что такое текст? О чем говорится в тексте? Озаглавьте текст. К какому стилю речи можно отнести текст? Расскажите о задачах художественного стиля. Назовите основные особенности художественного стиля. Определите тип речи текста. В видеоматериале «Степь» ребята погрузились в атмосферу Оренбургских степей.

Таким образом, все проведенные уроки были оценены присутствующими учителями высокой оценкой.

Итогом семинара сталтеоретическийматериал  по теме «Формирование познавательных умений и интересов учащихся в процессе реализации межпредметных связей на уроках русского языка и литературы».

Единая и стройная картина мира поможет нашим ученикам лучше сориентироваться в бесконечном потоке информации и преуспеть в жизни. Для этого школьные предметы должны перестать существовать изолированно друг от друга

Определение интеграции дано  в работе Кульневича С.В., Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока»: «Интеграция–это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области».

Есть 3 уровня интеграции:

внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов;

межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин

транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания     образования.

Специфика межпредметных связей русского языка состоит в том, что они разнокачественные.

Исследователи выделяют следующие критерии отбора межпредметных связей:

1). Факты и явления, без которых невозможно изучить предмет (например, для повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» это история пугачёвского восстания, для романа «Война и мир» Л.Н.Толстого  это Отечественная война 1812 года, для эпопеи Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» знание событий отмены крепостного права).

2). Факты и явления, поясняющие или иллюстрирующие материал (например, изучая классицизм, учащиеся обращаются не только к произведениям литературы, но и к живописи, скульптуре, архитектуре античности и т.д.).

З). Факты и явления, оказывающие эмоциональное воздействие (например, знакомство с творчеством С.А.Есенина можно начать с кадров фильма «Завтра была война».Они способствуют более глубокому пониманию трагедии непонятости поэта, более сильному воздействию на читателя).

Интерес для школьной литературной программы представляет и творение режиссера Дж. Кэмерона «Аватар» (2009 г.). Этот фильм не просто детская сказка, как считают некоторые. В нем затронута серьезная тема, что важнее – родина или правда, родина или любовь? Тема сложная и болезненная, особенно для русского человека, и авторы фильмы явно были знакомы с повестью Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», имевшей схожие сюжетные мотивы.

Интегрированный урок требует от учителей и учеников большой подготовки, он не может выпадать из системы уроков по предметам.  Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.

 

Категория: Новости | Просмотров: 373 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 20.04.2024, 03:09
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0