Творческая площадка учителей русского языка 9 классов состоялась 10.04.2017 г.
На заседании городской творческой площадки учителей 9-ых классов присутствовало 19 человек из разных школ и гимназий города (Гимназия №3, Лицей№1; школы: № 1,2,5,6,11,15, 23, 24, 26, 27,29, 31,50,51,88)
Тема площадки: «Лексические средства языка. Выразительные средства лексики".
Повестка заседания:
1. Обучение выполнению задания 3.
2. Группы синонимов по значению. Задание 6.
По первому вопросу выступила О.Е.Рогозина (СОШ №88), которая представила свой опыт работы по подготовке учащихся к выполнению задания №3 ОГЭ. Оксана Евгеньевна отметила, что задание № 3 предполагает проверку знания учащимися выразительных средств лексики и фразеологии, а также владения анализом средств выразительности (базовый уровень знаний).
Работу по подготовке к выполнению задания ОГЭ учитель организует следующим образом:
- Проводит классификацию изобразительных средств, которыми достигается образность художественной речи (на основе имеющихся базовых знаний): тропы (образные обороты речи, в которых слова и выражения употреблены в переносном значении) и стилистические фигуры (особое построение речи, усиливающее выразительность слова).
Результатом классификации является таблица, в которой отражены выразительные средства, их толкование и пример из художественного текста, демонстрирующий выразительное средство.
Образное средство
|
Толкование
|
Пример
|
Тропы
|
Эпитет
|
Образное определение, подчеркивает свойства предмета.
|
Ужасная судьба отца и сына:
Жить розно и в разлуке умереть.
|
Сравнение
|
Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.
Слова-указатели сравнения: точно, словно, как или похож на…
|
Мухи тучей носились над столом.
|
Метафора,
развёрнутая
метафора
|
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.
|
Руки милой- пара лебедей-
В золоте волос моих ныряют.
|
Олицетворение
|
Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ: способностью мыслить и чувствовать, говорить.
|
Руки милой- пара лебедей-
В золоте волос моих ныряют
|
Метонимия
|
Замена в художественной речи названия предмета, понятия, явления другим названием, связанным с ним внешними отношениями (по смежности).
|
Читал Пушкина.
|
Синекдоха
|
Разновидность метонимии. Замена названия одного явления названием его части или, называя целое, подразумевают его часть.
|
И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
|
Гипербола
|
Образное преувеличение (в силе, размере)
|
В сто сорок солнц закат пылал.
|
Литота
|
Художественное преуменьшение
|
Мужичок с ноготок, мальчик с пальчик.
|
Перифраз
|
Троп, состоящий в замене названия лица описанием признаков.
|
Царь зверей вместо лев
Царица полей вместо пехота.
|
Стилистические фигуры
|
Антитеза
|
Резкое противопоставление предметов, их свойств, явлений.
|
Они сошлись:
Вода и камень, стихи и проза, лед и пламень.
|
Оксюморон
|
Соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих сущность изображаемого.
|
Ветер веселый и зол и рад.
|
Парцелляция
|
Членение предложения, при котором высказывание реализуется в нескольких интонационно-смысловых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
|
У Елены беда стряслась. Большая. Неожиданная.
|
Риторический вопрос
|
Оборот речи, состоящий в высказывании утверждения в вопросительной форме.
|
Русь-тройка! Куда несешься ты?
|
Лексические сочетания
|
Фразеологизмы
|
Неделимое, целостное по значению словосочетание
|
Бить баклуши, закадычный друг, тут как тут.
|
Контекстные антонимы
|
Выразительное средство создания контраста в условиях контекста
|
Отцы и дети, мир ваш неделим.
|
|
|
|
|
- В условиях подготовки к ОГЭ на первоначальном этапе проверяет теоретическую подготовку учащихся.
- Практическую подготовку осуществляет за счет выполнения упражнений разного уровня сложности, заключительным из которых является решение тестовых заданий в формате ОГЭ.
Далее Оксана Евгеньевна предложила коллегам города свои наработки: тестовые задания по теме, презентации и варианты заданий с разных сайтов.
По вопросу «Группы синонимов по значению. Задание 6» выступила Т.А.Михайлова (СОШ №1 им. А.С. Макаренко), которая поделилась своей системой по подготовке учащихся к выполнению задания № 6. Татьяна Александровна отметила, что задание № 6 ориентировано на умение выпускников заменять указанное слово стилистически нейтральным синонимом.
По словам учителя, задание № 6 несложное. Но у многих учеников оно вызывает трудности, т.к. русский язык настолько богат, что одно слово может иметь не один и не два, а несколько десятков синонимов. Поэтому нередко в ответах приводится не один вариант, а два или даже три возможных. Несмотря на это, как показывает практика (в частности итоги ГИА и ЕГЭ), многие учащиеся школ по-прежнему весьма слабо ориентируются в вопросах, связанных с лексикой, а именно с заменой синонима стилистически нейтральным, что является типичной ошибкой при выполнении задания №6.
Задача педагога - показать, что синонимы выполняют в нашей речи различные функции: они позволяют избежать употребления в контексте одних и тех же слов, служат средством более точной организации мысли, средством характеристики и оценки явления, помогают выразить отношение говорящего к предмету высказывания. В работе над синонимическими средствами нужно постоянно привлекать примеры из художественных произведений, чаще отсылать учащихся к словарям. Такую работу по обогащению словарного запаса нужно проводить с 5 класса при изучении фонетики, морфологии, орфографии, синтаксиса, стилистики. Одного повышения орфографической и пунктуационной грамотности недостаточно, девятиклассники должны демонстрировать и общую речевую культуру: выражать свои мысли, находить точные слова и образные выражения, выбирать нужные части речи.
Татьяна Александровна считает, что особое место в усвоении языковых единиц лексики в 5 классе должно отводиться работе с синонимами, антонимами. Приемы введения синонимов в активный словарь учащихся разнообразны:
- толкование значения слова с помощью контекста; подбор синонимов, антонимов к слову, составление предложения с ним; ознакомление с синонимическими рядами, составление синонимических рядов;
- семантико-стилистический анализ синонимов, который развивает чувство языка и стиля, воспитывает привычку быстро и точно находить нужное слово;
- нахождение синонимов в тексте.
Т.А.Михайлова полагает, что постоянная, но разнообразная работа по подготовке к
выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть
психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Каждый педагог, творчески
подходящий к процессу обучения, вырабатывает свою систему работы с учащимися по
подготовке учащихся к ГИА, но всех объединяет одно: необходим результат. И это не только
успешная сдача выпускниками экзамена по русскому языку, но и воспитание личности,
уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности
компетентной.
РЕШЕНИЕ:
1. Принять к сведению информацию, полученную на заседании площадки.
2. Продолжить создание методической копилки учителей 9 классов.
3. Принимать активное участие в работе творческих площадок в течение 2017-2018
учебного года.
|