Творческая площадка учителей русского языка и литературы 10-11 классов (12.10.2016 г.)
Тема. Итоговое сочинение как средство развития коммуникативных и речемыслительных умений учащихся
Повестка заседания:
1) Подготовка к написанию итогового сочинения. Из опыта работы. БЛОК №3
2) Подготовка к написанию итогового сочинения. Из опыта работы. БЛОК № 2
На заседании присутствовало 33 учителя из разных школ и гимназий города (Гимназия №1, Гимназия №2, Гимназия №3, Лицей№1; школы: № 1, 2, 3, 5, 11, 13, 15, 17, 18, 20, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 31, 35, 37, 38, 43, 49, 50, 52, 54, 88).
По 1 вопросу выступила Кожевникова И.В. (учитель ВК гимназии №3). Она представила свой опыт работы по подготовке старшеклассников к написанию итогового сочинения (направление «Победа и поражение»). Педагогам был предложен раздаточный материал, содержавший «пошаговый» план работы над итоговым сочинением в рамках названного направления и соответствующие типы заданий.
В начале своего выступления Ирина Васильевна отметила, что направление «Победа и поражение» позволяет старшеклассникам размышлять о победе и поражении в разных аспектах:
-социально-историческом (рассуждение может быть связано с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира);
-нравственно-философском (рассуждение может быть связано с проявлениями вечной борьбы добра со злом, со спором человека с судьбой, с правом и ответственностью человека сделать нравственный выбор);
-психологическом (рассуждение может быть связано с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами).
Продолжая знакомить учителей со своим опытом работы по подготовке учащихся к написанию итогового сочинения, И.В. Кожевникова заострила внимание слушателей на том, что в каком бы аспекте ни разворачивалось размышление, проблематика литературного материала, к которому следует обращаться за поддержкой собственных мыслей, за поиском примеров, непременно будет носить этический характер. В связи с этим Ирина Васильевна предложила задание, которое требует от старшеклассников умения соотнести этические проблемы (возникающие в связи с главным вопросом: в чем сущность понятий «победа» и «поражение») с художественными произведениями (в которых происходит осмысление этических проблем, что позволяет раскрыть сущность понятий «победа» и «поражение»). Были названы возможные этические проблемы:
-проблема моральной оценки трагического исхода исторического события;
-проблема нравственного самостояния человека: нравственного выбора, ответственности человека за мир и благо близких, народа;
-проблема сущности нравственной философии человека;
-проблема гуманистического осмысления процесса пробуждения патриотического сознания народа; проблема гибели целой нации, народа.
Как справедливо отметила Ирина Васильевна, размышления о сущности понятий «победа» и «поражение» невозможно без приложения проблемы к конкретным обстоятельствам – без обращения к сюжетам и характерам литературных произведений. Вот почему при подготовке к итоговому сочинению необходимо предлагать школьникам задания, требующие умения соотносить некоторые мотивы с известными литературными произведениями, умения соотносить нравственную оценку героя (-ев) и художественное произведение, умения давать нравственную оценку тем литературным героям, которые потерпели поражение.
И.В. Кожевникова считает необходимым обратить внимание учащихся и на то, что в литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуация. Это находит свое отражение и в известных афоризмах:
-
«Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди).
-
Если ты ненавидишь - значит тебя победили (Конфуций).
-
Если проигравший улыбается, победитель теряет вкус победы.
-
Нет предела совершенствованию мира человека, поэтому и зло можно ограничить, но победить окончательно…(В. Дудинцев)
В этой связи уместно задание, требующее от учащихся поиска литературных героев, история которых подтверждает неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение». Можно предложить старшеклассникам написать небольшое эссе по одному из афоризмов, напомнив, что сущность этих понятий в их нравственном или безнравственном характере. Важно, чтобы работа над эссе начиналась с восстановления в памяти школьников характеристик жанра эссе. Учащиеся должны хорошо усвоить, что задача эссе - выразить свои душевные переживания, чувства и эмоции. Повествование должно получиться легким и простым, без лишних художественных фигур и «воды». Можно считать эссе удавшимся, если каждый человек, который его прочитал или прослушал, не просто понял, что написал автор, а почувствовал это. Очень важно излагать свои мысли таким образом, чтобы каждому стало ясно, какую проблему автор рассматривает, в чём суть, смысл, а также посыл текста.
В качестве эффективного задания по подготовке учащихся к итоговому сочинению Ирина Васильевна предложили педагогам использовать задание – комплексный анализ текста Е. Дубовицкой (из ЕГЭ по русскому языку) с эпиграфом В. Дудинцева. Работая с текстом и эпиграфом к нему, учащимся необходимо ответить на вопросы:
1) Как содержание текста связано с проблемой сущности понятий «победа» и «поражение»?
2) Совпадают ли позиции В.Дудинцева и Е.Дубовицкой?
3) Определите ключевые слова, тему, проблему, авторскую позицию.
Все ответы на данные вопросы учащиеся заносят в таблицу:
Ключевые слова
|
О чем текст?
|
На какой важный вопрос ищет ответ автор?
|
К какому выводу приходит автор?
|
|
|
|
|
Кроме того, следует предложить старшеклассникам и другие вопросы, требующие осмысления содержания текста:
-Какой информации нет в тексте?
-Какое из утверждений является ошибочным?
-Укажите слово, использованное в прямом значении.
Учащимся также предлагается задание 24 (из ЕГЭ по русскому языку).
Логическим итогом работы учителя с учащимися станет написание последними сочинения. При этом сначала школьникам предлагаются основные части двух сочинений, по замыслу автора раскрывающие сущность понятий «победа» и «поражение» на материале одного литературного произведения. Учащимся необходимо добавить недостающие компоненты: вступление и обобщение. На следующем этапе работы учащимся даются вступление и обобщение сочинения, по замыслу автора раскрывающие сущность понятий «победа» и «поражение» на материале одного или двух литературных произведений. Старшеклассникам необходимо написать основную часть, предварительно отработав план ее развития.
Особое внимание педагогов Кожевникова И.В. заострила на необходимости в ходе уроков повторять с детьми литературоведческие понятия, благодаря работе с которыми можно добиться качественного разноаспектного анализа художественных произведения. Кроме того, Ирина Васильевна отметила важность уроков внеклассного чтения в средней и старшей школе, поскольку такие уроки позволяют в значительной мере развивать коммуникативные и речемыслительные умения учащихся, расширять читательский кругозор. По мнению И.В. Кожевниковой, каждому учителю стоит пересмотреть свой опыт работы для того, чтобы уроки русского языка и литературы не только решали присущие им задачи, но и для того, чтобы они становились «единым целым», позволяющим успешно готовить учащихся и к сочинению по русскому языку, и к итоговому сочинению.
По 2 вопросу выступила Дедушева В.В. (учитель ВК школы № 25). Она представила свой опыт работы по подготовке старшеклассников к написанию итогового сочинения (направление «Честь и бесчестие»).
Обратившись к рекомендациям ФИПИ, Вера Владимировна напомнила коллегам о том, что в основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Безусловно, работая по данному направлению, педагогам следует вместе с учащимися выделить ключевые позиции в рекомендациях и организовать работу со словарем. В частности, как отметила В.В. Дедушева, следует выяснить, кого можно назвать человеком чести, какие качества присущи такому человеку. Поэтому на уроках закономерна работа с такими понятиями, как: порядочность, совесть, душевное благородство, верность слову, верность в любви, верность в дружбе, патриотизм, верность службе, верность Родине, способность к самопожертвованию.
Формулировка направления подразумевает противопоставление. Вот почему, как справедливо отметила Вера Владимировна, для подбора аргументации и примеров следует проанализировать полярные понятия: порядочность и подлость, совесть и эгоизм, душевное благородство и низость и др.
Дедушева В.В. еще раз подчеркнула, что строить рассуждение, согласно требованиям, учащиеся могут с опорой только на 1 произведение.
Вера Владимировна рекомендовала учителям привлекать для аргументации следующий литературный материал:
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.Ю. Лермонтов «Песня…»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
В. Быков «Сотников»
Б. Васильев «А зори здесь тихие…»
В. Г. Распутин «Живи и помни».
(Рассматривая эту повесть на уроках, следует, по мнению Веры Владимировны, остановиться на следующих аспектах:
- смерть – это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель и падение человека;
- жизнь - не одежка, ее по десять раз не примеряют;
- главными мерилами поступков человека остаются добро, честь, совесть, справедливость;
- «в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания место твое с народом, всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумным ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины, а стало быть, и для тебя» (В. П. Астафьев);
- главная мысль повести: нельзя разрушить связь личной судьбы с судьбой Родины и сохранить душу, остаться нравственным человеком.)
В конце выступления В.В. Дедушева предложила возможные темы сочинения в рамках направления «Честь и бесчестие»:
Честь нельзя отнять, ее можно потерять (А.П.Чехов).
Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, бояться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость. (Л. Н. Толстой)
Моя честь — это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь — и моей жизни придет конец. (В. Шекспир)
Если главная цель в жизни не количество прожитых лет, а честь и достоинство, то какая разница, когда умирать (Д. Оруэлл, английский писатель).
Человека можно убить, но у него нельзя отнять честь.
Коллеги выразили благодарность Кожевниковой И.В. и Дедушевой В.В. за содержательные выступления.
РЕШЕНИЕ:
1. Использовать в своей практике преподавания опыт учителя Гимназии №3 Кожевниковой И.В. и учителя МОАУ «СОШ №25» Дедушевой В.В. по подготовке старшеклассников к итоговому сочинению.
2. Педагогам проанализировать свой опыт работы и скорректировать уроки русского языка и литературы таким образом, чтобы они «дополняли» друг друга и служили целенаправленной подготовке к написанию итогового сочинения и сочинения по русскому языку.
|