Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2015 » Январь » 27 » Урок литературы «Изучение литературных произведений по технологии С.П. Лавлинского»
23:45
Урок литературы «Изучение литературных произведений по технологии С.П. Лавлинского»

27 ноября 2014г. в СОШ № 54 прошел открытый урок литературы «Изучение литературных произведений по технологии С.П. Лавлинского», подготовленный учителем Есенжоловой Э.С.  На семинаре присутствовали учителя СОШ № 5, 11, 12, 15, 23, 26, 31, 52, 54(3)- всего 12 человек.

Есенжоловой Эльвирой Сериковной был показан урок литературы в 7 классе по произведению И.С. Тургенева «Бирюк», построеный на основе коммуникативно-деятельностного подхода в технологии литературного  образования С.П. Лавлинского.

В начале урока учитель предложил детям ответить на вопрос, в эпиграфе к уроку заданный В.Г. Белинским. «…что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?» Ответ же литературного критика был закрыт до подведения итогов. Этот проблемный вопрос стал отправной точкой продолжения урока. Благодаря вопросу педагога  о названии произведения, учащиеся поставили цели урока и путь решения проблемы.

На этапе предпонимания, учащиеся записали свое отношение к главному герою и его небольшую характеристику, а также вопросы, возникшие во время чтения, на которые  потом в течение анализа были найдены ответы. Перед тем, как начать анализ, учащимся был задан еще один проблемный вопрос «Почему так много  внимания уделяет автор описанию природы и больше всего грозы?».

На этапе анализа (от части к целому) семиклассники были поделены на группы, каждая из которых получила одну деталь характеристики героя и  вопросы-подсказки, на которые должна была ответить, пользуясь художественным текстом (имя, портрет, быт и семейное положение, отношение к работе, отношение  людей к Бирюку, отношение лесника к вору).

Затем на уроке каждая группа  отвечала на вопросы и  обсуждала разные точки зрения.

На этапе анализа был задан еще один проблемный вопрос «В чем загадочность образа Бирюка?»

После обсуждения, сопоставления деталей,  приема «недописанный тезис», сравнения лесника с Герасимом учащиеся ответили на второй и третий проблемные вопросы.

На этапе интерпретации семиклассникам было предложено записать характеристику Бирюка, после чего сравнить с характеристикой и отношением, написанными в начале урока.

После этого учащиеся с учителем вернулись к эпиграфу урока, ответили на вопрос, посмотрели, как ответил на этот вопрос сам В.Г. Белинский и тем самым подошли к основной идее данного произведения.

 После урока Есенжолова Э.С. поделилась с  коллегами информацией о технологии С.П. Лавлинского в изучении литературного произведения. В докладе педагог рассказал об основоположниках технологии, о ее основных положениях, о трех этапах (1)этап предпонимания, или первоначального самоопределения читателей; 2)этап анализа текста, или этап познания «чужого» языка автора; 3)этап интерпретации смысла произведения как целостного художественного высказывания), о методах и формах работы.

После изложения теоретического материала с учителями было проведено занятие на основе этого подхода  по произведению Н.Гумилева «Лес».

На этапе интерпретации педагогам было предложено после прочтения произведения записать вопросы, возникшие по мере прочтения. Затем вопросы были озвучены и проклассифицированы: вопросы, связанные с образами; вопросы, связанные с композицией; вопросы, связанные с событиями.

На этапе анализа (от части к целому) учителя отвечали на вопросы, анализировали образы, сравнивали части стихотворения, и каждый раз тем самым отвечали на поставленные вопросы, затем педагоги прослушали романс на стихи Н. Гумилева и небольшой видеоролик, который натолкнул их на раскрытие главной мысли, на раскрытие образа загадочного леса. Затем учителям было предложено написать свою интерпретацию и озвучить ее.

В конце мастер-класса прошло обсуждение урока и занятия, а затем педагогам было предложено составить  синквейн.

Педагоги отметили, что урок был познавательным, насыщенным, интересным. Занятие, проведенное с коллегами, было необычным, новаторским, творческим и вдохновляющим. Все учителя ответили, что  возьмут на вооружение данную технологию и уроки.

Категория: Обмен опытом | Просмотров: 597 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Четверг, 28.03.2024, 11:15
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Январь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0