Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2017 » Февраль » 2 » Групповая консультация по литературе «Система работы по анализу художественного текста при подготовке обучающихся к олимпиадам по литературе
21:27
Групповая консультация по литературе «Система работы по анализу художественного текста при подготовке обучающихся к олимпиадам по литературе
  • 21.10.2016 г. состоялась групповая консультация по литературе «Система работы по анализу художественного текста при подготовке обучающихся к олимпиадам по литературе», проведённая Сараевой Т.И.

Татьяна Ивановна убеждена, что решение задачи становления творческой личности во многом зависит от школы, от того, насколько организация образовательного процесса способствует формированию творческого потенциала учащихся. Творческий потенциал «запускает» механизм саморазвития творческой личности. Каждый ребенок талантлив! И чем больше ориентиров и направлений, тем полнее реализуется возможность для каждого заниматься своим делом, наиболее значимым для него, где он может открыть свое призвание. Исследования психологов показывают, что интеллект - врожденное качество, зависит от генов, корректировке поддается слабо, а вот креативность, напротив, зависит от условий, в которых формируется человек. Сараева Т.И. привела примеры развития речевого творчества учащихся среднего возраста через игры: составление рассказа, в котором все слова начинаются на одну букву или каждое следующее — на следующую букву алфавита и др. Научить сразу создавать большие оригинальные тексты очень сложно, а вот мини-тексты такую возможность дают: они не утомляют ребенка, не отнимают много времени, а, следовательно, и не будут вызывать такой негативной реакции, как порой большие сочинения.

            Уроки-инсценирования обладают большими потенциальными возможностями: с одной стороны помогают учителю выявить глубину восприятия учащимися литературного произведения, а с другой - вызывают неизменный интерес у ребят. Если подобные уроки проводятся в системе, то уже ко второму году работы можно переходить к театрализованным представлениям, а через два года - смело братья за организацию школьного театра.

            Сараева Т.И. представила формы внеурочной работы, которые были интересны детям: школьный театр «ТаИСа и К0»; школьная печатная газета «ШАНС»; школьное книжное издательство «Первые шаги»; участие в конкурсах проектных и научно-исследовательских работ учащихся; конкурсы пар литературных героев, литературные игры юных пушкиноведов, некрасоведов, ежегодно проводимые представления к любимым ребятами праздникам: «Хэллоуин», «Встречаем Новый год», «День Святого Валентина». Надолго запомнились и зрителям, и исполнителям спектакли: «В гостях у сказки», «Поэт и Любовь», «Если душа родилась крылатой», «Смеемся вместе с Чеховым», «Знакомые незнакомцы» (по творчеству Зощенко), «Лишь коснешься обложки несмелой рукой», «Собирал человек слова», «Третья дуэль», «Если рядом чудаки». 

Отбор материала для театра идет по двум направлениям: юбилейные литературные даты;                         собственно интересы детей. Работа над любым спектаклем начинается с тщательного отбора исполнителей, который превращается чуть ли не в конкурс, так как желающих гораздо больше, чем требуется. Затем определяется группа художников-оформителей, декораторов. В ходе подготовки спектакля нет мелочей: начиная от оформления, даже название спектакля на заднике, обдумывая афиши, програмки, иллюстрации, декораций до бесчисленных репетиций, оттачивающих ребячье мастерство.

Формы работ позволяющие добиться результативности в работе:

  • слово дня

  • фраза дня

  • поэтические пятиминутки

  • групповые творческие проекты (Сказки «Колобок», «Репка», «Теремок» в пяти стилях\ литературные направления 20 века\ театральный марафон по пьесе Филатова «Сказ про Федота стрельца»\ защита макета книги

  • синквейны

  • ассоциации с изучаемым материалом

  • < >Пробы пера»

    ведение словарей афоризмов\средств выразительности

  • составление банка литературных аргументов\викторин\контрольных вопросов

  • участие в родительских собраниях с творческими выступлениями

    Все это становится условиями для развития творческого потенциала учащихся и повышения результативности учебной деятельности.

    В 2015 г. ученица 10 Б класса Попова Дарья стала призером Всероссийской олимпиады по литературе.

    О сложном, но интересном пути к Всероссийской олимпиаде лучше расскажет сама участница:

    Любому, посетившему наш дом, не может не броситься в глаза одна важная деталь - книги. Они повсюду. От собраний сочинений русских классиков ломятся полки стеллажа в зале; в моей комнате книги уже не умещаются там, где им положено быть, а потому ими заняты и стол, и тумбочка, и порой пол; на семи полках в комнате моей сестры можно найти все, что только душе угодно: от «Бедной Лизы» до «Бойцовского клуба», от Шекспира до Буковски, от пьес Шекспира до антиутопий; завершает всё это безумие книжный стеллаж в кладовке - даже для меня остается тайной, что хранится в его недрах. Всё здесь пропитано уважением к литературе, любовью к чтению, которые передались мне ещё с самого детства. С юных лет я знала, как важна книга, как много в ней хранится, и чувствовала, что вся моя жизнь будет неразрывно связана с литературой. Так оно и оказалось.

    Читать я начала рано, и сразу же загорелась этим - в душе я была маленьким исследователем. Родители не просто научили меня складывать буквы в слоги, а слоги - в слова, но и поддерживали меня в моём начинании. Домой то и дело прибывали всё новые и новые книги со сказками и детскими историями - одна красочнее другой. Поначалу всё это казалось весёлой игрой. Но я росла, становилась серьёзней, вместе со мной менялись и книги. Всё меньше картинок и всё больше того, над чем мне приходилось думать. Если думать одной не получалось, я шла за помощью к родителям, всегда готовым объяснить мне как, зачем и почему. Их поддержка и помощь и стали первой ступенью на пути к моим будущим победам. Главная их заслуга даже не в том, что они научили меня читать, но в том, что они показали, что каждая книга скрывает в себе целый мир, целый ворох вопросов, но в то же время и ответов на них. Передо мной всегда был пример интеллигентных людей, любящих литературу, и я не могла не заразиться их энтузиазмом.

    Младшая школа внесла свою лепту - спасибо урокам литературы и моей первой учительнице. Я мало что помню из первых классов, разве что ту злополучную четверку за четверть по русскому языку в четвертом классе. Её и один из уроков литературы, с которого, как я полагаю, началась моя любовь к поэзии. Мы должны были прочитать вслух стихотворение «Всё в тающей дымке». В тот день мне так и не дали слово, хотя очень хотелось - произведение по-настоящему зацепило меня, и я снова и снова перечитывала его, поражаясь тому, как искусно автор работает с языком. Тогда я подумала о паутинке, которую плетут из десятка нитей. Стихотворение казалось мне этой паутинкой, слова - нитями, а автор - прядильщиком. Я хотела научиться делать так же, но еще больше - читать так, чтобы мастерство поэта ощущалось слушателями, чтобы слова оделись в эмоции. Слушая чтение других, я раз за разом оставалась недовольна. Я не понимала, как люди могут так бесчувственно читать что-то настолько прекрасное. В тот день я поняла, что поэзия - это то, что заставляет моё сердце биться чаще, потому я стала учить стихи наизусть и декларировать их всюду. Чтобы сердца и других людей забились чаще.

    Новое потрясение ждало меня с переходом в пятый класс. Этим потрясением стала Сараева Татьяна Ивановна. Если родители открыли мне двери в мир литературы, то она пригласила меня войти. Я шагнула за порог с интересом к литературе, любовью к поэзии, но не умея главного - анализировать то, что я читала. Этому мне и моим одноклассникам еще предстояло научиться. Уроки литературы стали моими любимыми: мы постоянно что-то обсуждали, всё дальше и дальше продвигаясь в мире литературы, и вскоре я освоилась там и стала чувствовать себя уверенно. Я позволяла себе не соглашаться с автором, выбирать любимых героев и по-настоящему к ним привязываться, искала двойной смысл везде, где это было возможно, и пыталась найти знаки, которые нам мог оставить писатель. Произошло главное: я поняла, не без помощи Татьяны Ивановны, конечно, что литература - айсберг. На поверхности лишь его малая часть, и чтобы узнать больше, надо погружаться под воду. И я начала погружаться - в анализ, в критику, в проблематику. Это было не рутинной работой, не домашним заданием, а настоящим увлечением. Я открывала для себя произведения с новой стороны. В этом мне неизменно помогала Татьяна Ивановна.

    Этот человек вообще оказал огромное влияние на моё отношение к литературе. Она не просто знакомила нас с произведениями русской и мировой классики, не просто учила нас читать  критику, составлять характеристики, делать анализы прочитанного. Татьяна Ивановна ценила и выслушивала каждое мнение, и это добавляло уверенности. Со временем я всё чаще стала выражать свою позицию, и с удовольствием выслушивала как поддержку, так и критику. Но самое важное даже не это, а творческая работа, которой нас беспрестанно обеспечивала Татьяна Ивановна. Ты можешь вызубрить всю теорию литературы, прочесть всю классическую литературу, но если при этом ты не умеешь творчески мыслить, тебе нечего делать на олимпиаде.

    В олимпиадной деятельности я начала участвовать ещё с пятого класса. Не помню, чьей это было инициативой: учителей, родителей или же моей. В любом случае это сразу захватило меня. Нравился не столько дух соперничество, сколько задания, которые приходилось решать. Они всегда были интересными, творческими, такими, с какими я далеко не всегда сталкивалась на уроках. Я шла на олимпиады не только чтобы проверить себя, но и чтобы приятно провести время, занимаясь серьезной, но в то же время увлекательной работой. На протяжении всей моей олимпиадной деятельности моей главной опорой была мама. Каждый день она приносила мне материалы для подготовки. Не просто сухие статьи из интернета, но обязательно что-нибудь интересное и полезное. Порой вечером мы вместе садились и начинали выполнять задания.

    Мама научила меня тому, что для того, чтобы был результат, надо усердно работать. Но работа при этом не обязана быть нудной и не нравиться тебе. Я искренне любила то, что я делала, и я думаю, это было важной составляющей моего успеха.

    К старшей школе за всё пришлось взяться серьёзнее: олимпиады были всё так же интересны, но при этом они становились сложнее. Я начала учить теорию литературы, стала больше читать, ознакомилась со структурой анализа и критериями оценки. Не скажу, чтобы что-то из этого я восприняла всерьёз, кроме теории и чтения, но всё же приняла это во внимание. Работа пошла лучше, когда у меня накопилась приличная теоретическая база. Но главное, что я не забросила творческую составляющую. Она вообще преобладала в моей жизни, так как с седьмого класса я начала пробовать себя в качестве писателя. Мне уже не хватало анализа прозы и поэзии, я хотела их создавать. Получалось неладно и по-детски, но мне это нравилось. Литература стала ближе и яснее. На олимпиаде я грамотно совмещала эти три составляющие: критический анализ, теоретическую базу и творческое мышление. Вместе они и привели меня к победе.

    Пожалуй, последней ступенью к победе не Всероссийской олимпиаде, была подготовка в Оренбурге. Нас обучали всего два преподавателя, да и то меньше недели. Но этой недели мне хватило, чтобы научиться серьезнее анализировать, грамотнее писать. Я стала обращать внимание на вещи, о которых прежде и не задумывалась. Я вдруг поняла, что литературный анализ куда многограннее и сложнее, чем мне представлялось. Но я много работала, чтобы его усвоить, и, наконец, мне это удалось.

    Что же касается самой олимпиады, проходившей в Курске, тут всё совсем просто: главное было не переживать. Я старалась получать как можно больше удовольствия от всего, что происходило вокруг меня. Я была в прекрасном городе с замечательными людьми, занимаясь тем, что мне нравилось. Каждый день включал в себя различные мероприятия, который я старалась по максимуму посещать. Наслаждаясь жизнью, я отказалась от судорожной зубрежки по вечерам, которой злоупотребляли мои коллеги. В конечном итоге я просто делала то, что умела и что любила. Победа не ошарашила меня, но и не была для меня само собой разумеющейся. Дело совсем в другом. Когда ты занимаешься тем, что любишь, ты делаешь это потому, что тебе это нравится, а не для того, чтобы получить деньги или похвалу. Они приятное дополнение, а не цель. Так было и здесь. Я ехала, потому что люблю литературу, люблю олимпиады, а потому что хотела победить. Впрочем, это стало приятным завершением моего путешествия.

    Итак, что же в конечном итоге я считаю главными факторами, обеспечившими мою победу на Всероссийской олимпиаде? Во-первых, это атмосфера в моей семье, поддержка родителей, прививших мне любовь к чтению и помогавших мне на протяжении всего пути. Во-вторых, это школа, а в большей степени конкретный человек - Татьяна Ивановна, которая научила меня многому из того, что в дальнейшем мне не раз пригодилось. В-третьих, это подготовка, в ходе которой я изучила теоретическую базу, без которой не возможен анализ. В-четвертых, это умение критически и творчески мыслить, которые я развивала и продолжаю развивать на всём своём жизненном пути. В-пятых, это всевозможные курсы, подготовка в Оренбурге, онлайн-лекции и различные материалы, которые в свободном доступе находятся в Интернете. Ну, и что уж лукавить, немалую роль играет удача. Но самое главное - это любовь и интерес к своему делу. Без них я бы не достигла таких высот. Нет ничего невозможного, если трудиться не покладая рук

Категория: Обмен опытом | Просмотров: 99 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 23.09.2017, 19:20
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0