По 1 вопросу выступила Щетинина Виктория Анатольевна (учитель МОАУ «СОШ №53 г. Орска»). Она представила проект демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году единого государственного экзамена по литературе, проанализировав структуру работы и специфику заданий в ней.
Виктория Анатольевна назвала документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ:
-
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
-
Обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России от 19.05.1998 № 1236 и от 30.06.1999 № 56.
Виктория Анатольевна напомнила коллегам, что при сдаче ЕГЭ по литературе от экзаменуемого требуется активизация наиболее значимых для предмета видов учебной деятельности: аналитического осмысления художественного текста, его интерпретации, поиска оснований для сопоставления литературных явлений и фактов, написания аргументированного ответа на проблемный вопрос и т.п.
Щетина В.А. представила структуру экзаменационной работы, включающую в себя 2 части (17 заданий).
Часть 1 предполагает выполнение заданий, содержащих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приёмы, различные виды тропов и т.п.).
Первый комплекс заданий первой части относится к фрагменту эпического, лироэпического или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1-7) и 2 задания с развернутым ответом в объёме 5-10 предложений (8,9).
Второй комплекс заданий первой части относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10 – 14) и 2 задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений (15,16).
Часть 2 требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развёрнутого сочинения на литературную тему. Выпускнику предлагается 3 вопроса (17.1 – 17.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса:
17.1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.;
17.2 – по произведениям второй половины XIX в.;
17.3 – по произведениям конца XIX – начала XX в.
Выпускник выбирает только один из вопросов и даёт на него ответ в форме в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).
Виктория Анатольевна познакомила учителей с распределением заданий экзаменационной работы по содержательным разделам (в соответствии с различными литературными эпохами):
№
|
Содержательные разделы
|
Доля (в %)
|
1
|
Из древнерусской литературы
|
0-10
|
2
|
Из литературы XVIII в.
|
0-10
|
3
|
Из литературы XIX в.
|
15-35
|
4
|
Из литературы второй половины XIX в.
|
20-35
|
5
|
Из литературы конца XIX в.- начала XX в.
|
0-15
|
6
|
Из литературы первой половины XX в.
|
20-35
|
7
|
Из литературы второй половины XX в.
|
0-15
|
Было отмечено, что задания КИМ распределены по уровню сложности. В частности, в экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Часть 1 содержит 12 заданий базового уровня (1–7, 10–14) и 4 задания повышенного уровня сложности (8, 9, 15, 16).
Часть 2 содержит 1 задание высокого уровня сложности (экзаменуемому предложен выбор из трех заданий: 17.1–17.3), которое требует от участника экзамена написания самостоятельного полноформатного текста на литературную тему.
Особое внимание было обращено на продолжительность ЕГЭ по литературе (3 часа 55 минут (235 минут)) и рекомендации по распределению времени: 2 часа следует отвести на выполнение заданий части 1 (анализ фрагмента эпического (драматического, лироэпического) произведения и стихотворения); остальное время – на выполнение задания части 2.
В связи с этим учитель МОАУ «СОШ №52 г. Орска» Елена Петровна Бакайкина, учитывая опыт написания учащимися ЕГЭ по литературе в прошлом году, справедливо отметила необходимость целенаправленной работы с одиннадцатиклассниками по оптимальному распределению времени на написание черновика (не следует затягивать его создание) и переписывание текста сочинения на чистовик.
Щетинина В.А. в конце своего выступления представила перечень элементов содержания, включенных в кодификатор на основе Обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, а также назвала перечень элементов содержания, включенных в кодификатор с учетом требований государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).
В продолжение обсуждения проекта демоверсии контрольных измерительных материалов для проведения ЕГЭ по литературе, выступила Любовь Ивановна Сыресенкова (методист НМЦ). Она напомнила собравшимся о необходимости точно знать, кто из детей в 11 классе будет сдавать экзамен по литературе, а, следовательно, об обязательном знакомстве их проектом демоверсии, а в будущем с самой демоверсией, о повышении ответственности за выбор экзамена, поскольку он требует читательского опыта, аналитических умений и серьезной литературоведческой подготовки.
Кроме того, Любовь Ивановна довела до сведения учителей информацию о будущем ЕГЭ по литературе. По словам министра образования и науки О.Ю.Васильевой, в работе будет несколько блоков. «Ученик должен проявить свои знания, прежде всего, в анализе произведения. То есть это литературоведческий анализ, и здесь он выступает как автор, который сам разбирает, анализирует известные ему произведения», - отметила О.Ю. Васильева. Она считает, что от ученика потребуется сделать сравнительно-изобразительный анализ произведения. Еще один блок заданий, о котором говорила министр, – непосредственно сочинение. При этом О.Ю. Васильева отмечает следующее: «Причем сочинение будет, как и сейчас, расширенное. Тем будет не четыре, а пять. Сейчас их три на сегодняшний день. Это будут темы, требующие анализа проблематики произведения».
Безусловно, как отметила Л.Ю. Сыресенкова, усложнение экзамена потребует от современного учителя ответственного отношения к урокам литературы, глубокого «погружения» в проблематику произведений, обязательного выполнения всех программных требований.
|