Состоялась творческая площадка
учителей русского языка и литературы 7-8 классов (22.03.2017 г.)
Тема. Система работы по подготовке учащихся 7-8 классов к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (4 заседание по данной теме)
Были рассмотрены вопросы:
1) Система подготовки учащихся 7-8 классов к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
На заседании присутствовали учителя гимн. №2, №3, лицея 1, школ №1, 4, 6, 8, 11, 17, 20, 24, 25, 27, 28, 29, 38, 39, 40, 52, 53, 54, 88.
По первому вопросу выступила Манакова О.И., учитель русского языка и литературы МОАУ «Гимназия №3», представившая свою систему работы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Своё выступление Ольга Ивановна начала со статистики, которая даёт представление о том, как часто учащиеся используют этот вид сочинения. В классах, где она работает, было проведено анкетирование, которое выявило следующие данные: из учащихся 7 класса никто не выбрал сочинение на лингвистическую тему, из учащихся 8 класса – двое, 9 - х классов – одна ученица.
Почему? Потому что это самый сложный вид сочинения, который предлагается учащимся. Необходимо владеть не только навыками письменной речи, но и быть компетентным в языкознании, то есть знать теорию языка. Кроме этого, высказывания лингвистов зачастую непонятны ученикам. Поэтому подготовительную работу к написанию сочинения на лингвистическую тему следует начинать с пятого класса. При составлении планирования учитель включает темы, выявляющие роль языковых явлений в тексте. Эти темы даются в учебниках русского языка под редакцией Львовой.
Ольга Ивановна начинает свою работу с учениками с изучения композиционной структуры сочинения-рассуждения, знакомит их с видами рассуждения: рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление, рассуждение-доказательство. Очень важной составляющей педагог считает работу с лингвистическим материалом. Предварительная работа заключается в том, чтобы в каждом классе средней школы обращать внимание учащихся на роль того языкового явления, которое изучается в курсе русского языка. Например, изучая лексику, говорить о роли фразеологизмов в речи, показать на конкретных примерах роль устаревших слов, изобразительно-выразительные средства рассматривать на уроках литературы. Изучая части речи (наречие, деепричастие и т.д.), обращать внимание на их выразительные возможности, на правильность и уместность употребления.
Уже в 8-9 классе необходимо систематизировать знания о лингвистических явлениях, выделить лексические и грамматические явления. Для этого Манакова О.И. предлагает таблицу, которую составила с опорой на материал Т.А.Долининой (материал имеется в папке учителя, представленной на площадке).
Также важно проводить лингвистический анализ текста, при котором не только определяется основная мысль, но и выделяются языковые (лексические, грамматические) явления, указывается их роль. Эту работу можно проводить и коллективно, и в группах, и индивидуально. Например, задание может быть сформулировано так: «Найдите в тексте сравнения (метафоры, устаревшие слова, союзы, частицы, предложения с однородными членами и т.д.) и укажите их роль в данном тексте».
Для анализа и самостоятельного написания текстов можно предлагать как лингвистические темы, так темы, не связанные с лингвистикой. На этом этапе важно, чтобы учащиеся усвоили структуру рассуждения, чтобы умели выделять в предложенном тексте композиционные части, и сами строили свой текст в соответствии с требованиями построения рассуждения.
Продолжая своё выступление, учитель указала на приёмы работы по отработке умений создавать текст научного стиля:
1.Работа по шаблонам
Клише вступления
-
Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) (имя, фамилия, отчество) утверждает (или пишет, замечает): «Цитата». Я полностью согласен с автором и понимаю эти строки так: …
-
Я понимаю высказывание известного лингвиста (филолога, писателя) (имя, фамилия, отчество) следующим образом:… Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.
-
Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество), который писал: «цитата».
Аргумент 1
-
Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста…
-
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
-
Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.
-
Пример этого языкового явления можно найти в предложении ….
-
Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…
-
Рассмотрим предложение…
-
Предложение … подтверждает мысль о том, что ….
Аргумент 2
-
Также убедительным аргументом может стать…
-
В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения …
-
Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…
Вывод
-
Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) справедливо.
-
Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист (писатель, филолог) (имя,
-
Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) верно (справедливо).
Шаблон текста на лингвистическую тему (этот шаблон представляет собой текст с пропусками)
- - утверждает …(ФИО автора цитаты). Доказать правоту этого суждения можно на примерах из текста …(ФИО автора текста). Действительно,….
Например, в предложении …автор показывает нам, что…. Тем самым он передаёт …. В предложении … говорится, что « часть цитаты». Используя …, автор показывает, …. Передать …помогают … средства.
А в предложениях …. автор использует…, для того чтобы передать… , например,…..
Итак, эти примеры помогают увидеть, что …
На данном этапе важно показать, как включать в текст сочинения лингвистический материал. Конечно, работу учитель строит в зависимости от особенностей конкретного класса. Но всё же можно предложить учащимся использовать составленные шаблоны (Приложение 2). Такие шаблоны составляются вместе с ребятами: берутся предложенные для итоговой аттестации фразы и пишутся сочинения. Такая работа была организована как в классе (самостоятельная, групповая, в целях контроля), так и дома. Затем выбирались лучшие варианты (или совмещались удачные фрагменты), так получалась коллективная «подсказка» - банк сочинений и аргументов. Особенно эта работа помогла учащимся с трудностями в обучении.
2. Использование банка аргументов и сочинений
РЕШЕНИЕ:
1. При подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему необходимо обратить внимание, что эффективные упражнения разного вида сложности помогут научиться понимать прочитанный текст; связывать слова в предложения, предложения–в текст; писать сочинения– описания, повествования, рассуждения; разобраться с типичными логическими, речевыми и стилистическими ошибками; редактировать написанное; писать проектные и исследовательские работы по всем предметам гуманитарного цикла: истории, обществознанию, мировой художественной культуре, географии, биологии. Систематически работая по данным направлениям, школьники подойдут к итоговым экзаменам с необходимыми навыками и умениями и успешно напишут сочинение.
|