Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2017 » Январь » 22 » Творческая площадка учителей русского языка и литературы 10-11 классов (январь)
14:23
Творческая площадка учителей русского языка и литературы 10-11 классов (январь)

Творческая площадка учителей русского языка и литературы 10-11 классов состоялась 11.01.2017 г.

 

Тема. Комплексный анализ текста как средство качественной подготовки к ЕГЭ.

На заседании присутствовало 34 учителя из разных школ и гимназий города (Гимназия №1, Гимназия №2, Гимназия №3, Лицей№1; школы: № 2, 6, 11, 13, 15, 18, 20, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 31, 32, 35, 37, 38, 43, 49, 50, 51, 52, 53, 88).

В начале творческой площадки методист НМЦ Сыресенкова Л.И. напомнила учителям о необходимости активно подключиться к участию в конкурсе «Живая классика», поскольку на 11. января 2017 г. заявок поступило мало, а Положение было направлено в школы во 2 четверти. Любовь Ивановна рекомендовала учителям внимательно изучить документы по проведению конкурса и обеспечить участие школьников в мероприятии как на школьном уровне, так и на городском. Л.И. Сыресенкова отметила, что подобные конкурсы чтецов прозаических произведений способствуют повышению интереса к чтению у детей и подростков, расширению читательского кругозора школьников, знакомству учащихся с литературой разных периодов. Кроме того, конкурс чтецов играет большую роль в поиске и поддержке талантливых детей.

По основному вопросу творческой площадки (Задания по пунктуации. Как работать над пунктуацией при подготовке к ЕГЭ. Пунктуация в тексте (анализ пунктуационных норм в тексте) выступила Л.А. Ганичкина (учитель МОАУ «СОШ №13 г. Орска»), представив свой опыт работы с учащимися по подготовке к ЕГЭ.

В начале выступления Людмила Александровна обозначила условия формирования своего опыта по подготовке учащихся к ЕГЭ. В частности она отметила, что учитель остался наедине со своими проблемами: учебников для подготовки к ЕГЭ нет, а учеников готовить надо; методических пособий много, а как найти одно, нужное и обеспечивающее качественную подготовку выпускников, не всегда ясно. Кроме того, в 10 класс приходят учащиеся с разным уровнем знаний. Как целенаправленно подготовить каждого к Единому государственному экзамену? Этот вопрос волнует всех учителей-словесников. Людмила Александровна назвала в качестве основного условия успешной работы активное овладение педагогами необходимыми методами работы.

Цель своей работы Л.А. Ганичкина определила следующим образом: совершенствование практических орфографических и пунктуационных умений, связанных с анализом различных языковых умений.

По мнению Людмилы Александровны, достижению поставленной цели способствует решение задач:

1) создание атмосферы заинтересованности каждого ученика;

2) стимулирование учащихся к свободе мысли без боязни ошибиться;

3) использование системы непрерывного устного и письменного тренинга на уроке и дома;

4) психологический настрой ученика на ситуацию экзамена, обучение управлению собой в условиях стресса.

Л.А. Ганичкина назвала ведущую педагогическую идею своего опыта: в связи с введением ЕГЭ необходимо отказаться от количественных знаний учащихся, направить деятельность на формирование универсальных способов познания, мышления, практической деятельности.

Людмила Александровна определила теоретическую базу своего опыта: правильно организованные упражнения должны вырабатывать обобщенные умения и сознательные навыки применять пунктуационные правила. Для этого они должны удовлетворять следующим требованиям:

1) упражнения должны иметь характер задач, вызывающих необходимость применять для их решения изученные учащимися приемы или способы умственной работы;

2) для закрепления и совершенствования этих приемов необходимо количество повторений, достаточное для автоматизации умений и навыков;

3) для выработки обобщенных умений следует варьировать языковой материал упражнений с тем, чтобы учащиеся привыкали применять понятия или правила к языковым фактам и явлениям, находящимся в разнообразном лексическом и синтаксическом контакте.

Ганичкина Л.А. обосновала актуальность и перспективность своего опыта работы.

Так, она отметила, что основной курс пунктуации изучается в 8-9 классах, а ЕГЭ требует обобщения знаний по пунктуации. Существенными факторами успеха на Едином государственном экзамене являются:

1) обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения ребенка в школе;

2) специальная системная подготовка к ЕГЭ.

Людмила Александровна выразила уверенность в том, что каждый учитель-словесник ищет эффективные пути подготовки своих учеников к ЕГЭ. Но старт данной подготовки - в среднем звене, где закладываются основные знания и умения, воспитываются такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, интерес к предмету и т.д.

Л.А. Ганичкина назвала общие принципы работы при подготовке к ЕГЭ по русскому языку по пунктуации:

1. Чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться как можно раньше. Большое внимание следует уделять формированию пунктуационных навыков в 5 классе. Кропотливая каждодневная работа на уроках и даже после них приучает детей к качественному выполнению заданий. Людмила Александровна обратила внимание на то, что у пятиклассников навык работы с пунктограммами развит недостаточно либо не развит вообще. Поэтому одна из первых задач – учить находить грамматические основы, слушать интонацию чтения, правильно самим интонировать знаки препинания.

2. При изучении правил пунктуации необходимо нацелить детей, мотивировать их на внимательное и глубокое изучение материала, т.е. сделать акцент на то, что этот материал встретится в КИМах ЕГЭ.

Начиная с 5 класса, можно заводить тетрадь для опорных конспектов, в которую до 11 класса включительно собирать с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. Уже на этой стадии подготовки к экзамену используется методика структурирования учебного материала. В результате создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению заданий по пунктуации ЕГЭ. Материал в схеме может отражать и те моменты, которые либо вовсе не изучаются по школьной программе, либо изучаются в старших классах. Сильный ребенок обязательно обратит на это внимание, использует полученные знания при решении олимпиадных заданий.

Людмила Александровна отметила, что при проектировании уроков русского языка важна преемственность, основывающаяся на комплексном изучении языка, которое предполагает системное повторение материала на каждом уроке. Опыт работы показывает, что такое повторение должно быть основано на анализе ошибок, допущенных во входящем диагностическом тесте или диктанте и далее в последующих контрольных работах, текущих работах, выполненных самостоятельно.

3. Каждый урок целесообразно, по мнению Людмилы Александровны, (по возможности) вести работу по пунктуации: составление схем предложений, чтение схем, нахождение в тексте предложений с заданной пунктуационной задачей.

4. Л.А. Ганичкина считает необходимым для отработки навыков выполнения заданий первой части КИМа уже в основном звене при проверке усвоения материала включать тестовые задания, в которых формулировка вопроса приближена к ЕГЭ.

5. Людмила Александровна справедливо полагает, что в уроки необходимо вводить комплексный анализ текста, который помогает построить урок в формате ЕГЭ. Комплексный анализ текста помогает исследовать текст с разных сторон, в том числе включая знания по пунктуации. Для работы над правилами пунктуации следует подбирать тексты как из отечественной, так и из зарубежной литературы, классической и современной. Кроме того, целесообразно использовать не только художественные произведения, но и тексты научного или публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий). Самое главное, чтобы учащиеся безошибочно определяли грамматическую основу предложения («скелет» предложения, его суть). Выделив правильно все основы в предложении, легко можно определить, какая связь в предложении (союзная или бессоюзная), чем предложения осложнены.

В первую очередь, по мнению Людмилы Александровны, нужно научить пятиклассников действиям со знаково-символической системой, моделированию, составлению схем, осуществлению анализа и синтеза. Т.е. кроме передачи знаний, мы должны отвечать за создание условий, в которых формируются УУД – источник будущей самостоятельности ребёнка, основа его языковой компетенции. При этом недостаточно рассчитывать только на упражнения учебника. В них внимание ребят привлечено, в первую очередь, к решению других учебных задач: по орфографии, морфологии и т.д. Выход Л.А. Ганичкина находит в использовании технологии критического мышления.

К 10 классу предполагается свободное владение пунктуацией родного языка, умение применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Происходит упорядочение процесса обучения путём алгоритмизации всех пунктуационных правил. На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной пунктограмме.

Такое умение, по мнению Людмилы Александровны, значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных пунктуационных явлениях видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые заставляют глубже осмыслить полученные раннее сведения из различных областей лингвистики.

Цель проведения уроков русского языка в старших классах – повторение и углубление материала, изученного в среднем звене, а самое главное – подготовка к ЕГЭ. Учителю необходимо выстроить свою систему подготовки учащихся.

Формат ЕГЭ, по справедливому замечанию Людмилы Александровны, требует от учителя изменений в рабочей программе. Дополнительные часы (ИГЗ, электив) следует использовать разумно, например, отдавать предпочтение мультимедийным урокам. Они, спроектированные на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов учащихся, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), стимулируют внимание.

  • учителя требуется создание целой системы уроков по подготовке к ЕГЭ. Разработать такую систему позволяют КИМы. Людмила Александровна использует методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Л.А. Ганичкина считает, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы учитель предлагает сведения, где можно найти нужный материал. Для тренировки берутся типовые тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирует учитель, материалы собираются в тетрадь учета, затем каждый ученик работает над своим проблемным заданием. Это помогает целенаправленно организовать индивидуальную работу с учащимися. Через некоторое время снова проводится промежуточный тест, который также проверяется, организуется работа над ошибками. Система внешнего мониторинга показывает реальную картину качества знаний учащихся, помогает скорректировать работу.

В своей работе Л.А. Ганичкина успешно использует индивидуальную работу с учащимися.

Индивидуальная работа включает в себя консультирование «сильных» учащихся, работу по анализу написанных учащимися сочинений, работу со слабоуспевающими учащимися (отслеживание результатов, определение ошибкоопасных зон, создание индивидуальных маршрутных листов). К индивидуальной работе с учащимися Людмила Александровна относит онлайн-консультации и Интернет-ресурсы.

Главным видом учебной деятельности является урок, который имеет свои особенности, свою пошаговую систему:

Шаг 1. Повторение теоретического материала.

Шаг 2. "Продвинутая" лекция («погружение» в теорию, теоретический «бум», «мозговая атака»).

Шаг 3. Ошибкоопасные места.

Шаг 4. Работа в группах по отработке тестовых заданий.

Шаг 5. Самостоятельный выбор задания.

Людмила Александровна напомнила педагогам, что в ЕГЭ пять заданий по пунктуации. Выполнение заданий по пунктуации на ЕГЭ по русскому языку предполагает умение правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения (задание 16), устанавливать границы между частями сложноподчинённого предложения (задание 18). Следует обратить внимание учащихся на то, что союзное слово «который» может находиться внутри придаточного предложения, запятые же следует ставить на границах между главным и придаточным. Наибольшую трудность в этом задании представляет наличие/ отсутствие запятой на стыке союзов (обратить внимание на отсутствие/ наличие второй части союзов) (Задание 19). Выполнение заданий по пунктуации на ЕГЭ по русскому языку предполагает также умение правильно ставить знаки препинания при однородных членах и перед союзом И в сложносочинённом предложении (задание 15), а также при вводных словах и обращении (задание 17).

Работу над каждым заданием Людмила Александровна выстраивает по определенной структуре:

1) Теория. Обобщающая таблица, схема, алгоритм.

2) Трудные случаи. Ошибкоопасные места.

3) Практические упражнения (на каждую пунктограмму).

4) Тесты (на каждую пунктограмму).

5) Практические упражнения (на все пунктограммы этого блока).

6) Контролирующий тест (на пунктограммы этого блока).

Людмила Александровна рекомендовала учителям в работе по подготовке к ЕГЭ по вопросам пунктуации использовать следующие пособия:

1) Практикум по пунктуации Потаповой Г.Н., в котором первоначально даётся диагностический тест, а затем 10 занятий по отработке отдельных тем пунктуации + тестовые задания + ключи ко всем.

2) Рабочая тетрадь по подготовке к ЕГЭ для 10 класса 2 часть, содержащая материал не только для отработки пунктуации, но и для комплексной подготовки к ЕГЭ.

3) Пособие Путилиной И.К. «Упражнение по пунктуации для подготовки к ЕГЭ», которое включает 20 упражнений по пунктуации. Ряд упр.(9-20) в формате ЕГЭ.

Кроме того, в работе над пунктуацией полезно обратиться к видеоурокам на сайте Центра подготовки к ЕГЭ «Пять с плюсом» (http //www.5splusom-school.ru (www.5cool.ru)).

Как справедливо отметила Людмила Александровна в конце своего выступления, всегда надо помнить, что успех ученика на экзамене напрямую зависит от того, насколько компетентен в предмете учитель, насколько он эрудирован, начитан, современен. Поэтому учитель обязан учиться:

  • посещать курсы по подготовке к ЕГЭ, где квалифицированные специалисты рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы;
  • перенимать опыт у других учителей, и такие учителя у нас в городе есть;
  • быть активным на заседаниях школьных городских МО, творческих площадок,
  • изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор, спецификация;
  • знать критерии оценивания, уметь оценивать по данным критериям;
  • уметь работать с Интернет-ресурсами;
  • работать в области самообразования, формировать оценочные материалы и методическую базу.

Людмила Александровна считает, что для успеха учащихся на экзамене нужна работа в целом и всего коллектива школы. Сюда, на ее взгляд, входят:

слаженная система уроков русского языка и серьезная подготовка по этому предмету;

качественное проведение уроков литературы, литературного краеведения, обществознания, истории, МХК;

серьезная работа по подготовке к итоговому сочинению в 11 классе;

хорошая организация научно-исследовательской и проектной деятельности по предмету;

активное участие ребят в творческих конкурсах и олимпиадах;

правильная, целенаправленная организация воспитательной работы в школе (взаимодействие с семьёй, социумом, классные часы, самоуправление в школе, высокая эффективность акций, вечеров, собраний - всех проводимых школьных мероприятий, дополнительное образование и т.д.);

продуманная система мониторинга знаний учащихся по предмету.

В заключение выступления Л.А. Ганичкина обратила внимание учителей на следующее: чем лучше в школе будет реализована вся эта программа, тем выше будет уровень сдачи ЕГЭ по русскому языку учащихся данной школы, города, области, России. Педагоги в этом заинтересованы: это и учительский престиж, и родительский запрос, и удовлетворённость нужностью, целесообразностью своей педагогической деятельности.

 

 

РЕШЕНИЕ:

1. Принять к сведению рекомендации, данные методистом НМЦ Сыресенковой Л.И. по участию в конкурсе «Живая классика».

2. Использовать опыт работы учителя МОАУ «СОШ №13 г. Орска» Ганичкиной Л.А. по формированию прочных пунктуационных умений учащихся.

3. Обратиться в работе по формированию пунктуационных умений учащихся к материалам

Практикума по пунктуации Потаповой Г.Н., Рабочей тетради по подготовке к ЕГЭ для 10 класса (2 часть), Пособию Путилиной И.К. «Упражнение по пунктуации для подготовки к ЕГЭ», а также к видеоурокам Центра подготовки к ЕГЭ «Пять с плюсом» (http //www.5splusom-school.ru (www.5cool.ru)).

 

Категория: Новости | Просмотров: 341 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 29.03.2024, 05:16
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0