Состоялась творческая площадка
учителей русского языка и литературы 7-8 классов (12.01.2017 г.)
Тема. Система работы по подготовке учащихся 7-8 классов к написанию сочинения-рассуждения (2 заседание по данной теме)
Были рассмотрены вопросы:
1) Анализ полугодовых контрольных работ.
2) Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.
На заседании присутствовали учителя гимн. №1, №2, №3, школ №1, 2, 4, 6, 11, 13, 15, 17, 20, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 35, 38, 40, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 63, 88.
По первому вопросу выступила Л.И.Сыресенкова, методист НМЦ, которая подвела некоторые итоги работы учителей русского языка и литературы в первом учебном полугодии, поставила задачи на второе полугодие, обратив внимание на возможность участия в конкурсах «Живая классика», «Рукописная книга».
По второму вопросу выступила Л.Р.Мифтахитдинова, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №1 им.А.С.Макаренко», которая на основе справок по итогам контрольных работ за первое полугодие в 7-8 классах проанализировала результаты этих работ, обратив внимание на ошибки при написании сочинений.
По третьему вопросу выступила Соломатина О.Н., учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №17», Суюмбаева К.С., учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №53», в своих выступлениях, остановившихся на работе с текстом как средстве формирования коммуникативной компетенции учащихся. Ключевой единицей курса русского языка в общеобразовательной школе становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию.
Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче государственной аттестации, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Поэтому на каждом уроке создаются условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех видах: чтении, говорении, письме, аудировании.
В учебной деятельности главную роль приобретает общение ученика и учителя, речевая активность самих обучающихся на каждом уроке.
В контакте с учениками учитель сообщает новую информацию, ученики, общаясь с учителем и друг с другом, усваивают её, овладевая речевой деятельностью.
Выступающие обратили внимание на необходимость использования на уроке различных форм и методов работы с тестом, а также разнообразных текстов: художественных, научно-популярных, публицистических. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции.
При использовании текстов на уроках русского языка обеспечивается решение таких важных и актуальных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову.
Безусловно, кропотливая, системная работа с текстом на уроках должна, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы, труды отечественных лингвистов и языковедов. Обращение к «безукоризненным образцам» — одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов.
При работе с текстом возможно использование большого количества разнообразных форм:
• лингвостилистический анализ текста;
• сочинение-рассуждение;
• редактирование текста;
• различные виды диктантов;
• интеллектуально-лингвистические упражнения;
• работа с текстами-миниатюрами;
• коммуникативные и игровые ситуации.
• синтаксическая пятиминутка;
• лингвистические «угадайки»;
• лингвистические «почемучки»;
• «напиши подобно»;
• через дополнительное задание к диктанту;
• составление таблицы;
• пересказ текста;
• лингвистический анализ текста;
•комплексный анализ текста;
• создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста.
• составление синквейнов, кластеров к тексту;
Коллеги подробно остановились на некоторых формах работы с текстом, используемых ими на уроках русского языка.
Выступления коллег были эмоциональными, содержательными, опирающимися на систему работы.
РЕШЕНИЕ:
- Работая над подготовкой к написанию сочинения-рассуждения, учитель должен помнить, что одной из самых сложных проблем школьного филологического образования является обучение приёмам анализа художественного текста с учётом движения художественной мысли, направленности авторских ассоциаций, структуры образной системы, а основными показателями уровня языковой грамотности школьников - понимание, преобразование и порождение языковых знаков любого уровня – от слова до текста.
2. Изучение текста в школе должно быть направлено на осознание этого явления как феномена культуры, как системы, обеспечивающей становление и формирование языковой личности, способной в процессе создания и интерпретации текстов познавать своё отношение к ней, формировать свою картину мира и корректировать представление о ней в процессе социализации и развития.
|