Творческая площадка учителей русского языка и литературы 9 классов (октябрь)
Протокол №2 творческой площадки учителей русского языка и литературы 9-ых классов (13.10.2016 г.)
На заседании городской творческой площадки учителей 9-ых классов 13.09.2016г. присутствовало 28 чел.
Тема площадки: «Подготовка к государственным экзаменам по русскому языку в
формате ОГЭ. Информационная обработка текста».
Повестка заседания:
1. Работа с текстом. Обучение написанию сочинения-рассуждения 15.2
2. Итоги входной диагностики
3. Проверка и оценивание основных видов речевой деятельности: говорение.
Новые подходы.
По первому вопросу выступила Е.И. Сулеева (учитель школы №29), которая представила свой опыт работы по подготовке учащихся к написанию сочинения- рассуждения 15.2. Елена Ивановна отметила, что сочинение 15.2 учащиеся выбирают на экзамене чаще всего. Выбор связан с тем, что эта разновидность сочинения уже знакома, так как с ним они уже встречались при подготовке к региональному экзамену в 7 и 8 классах. Тем не менее, в 9 классе целесообразно вспомнить всё, что учащиеся знают по работе с текстом при написании сочинения такого типа, и расширить возможности учеников с помощью знакомства с новыми способами и приёмами действий.
Перед началом работы над созданием сочинения учитель считает необходимым познакомить учащихся с критериями оценивания сочинения 15.2. Ученики должны понимать, что от них требуется при написании такого сочинения, к чему необходимо стремиться, чтобы получить высокий балл. Кроме этого, надо понимать, что данное задание базируется на анализе текста, поскольку ученикам необходимо объяснить его фрагмент. Связь с текстом в задании 15.2 является более тесной, ведь учащимся необходимо привести два аргумента только из прочитанного текста, с которым они работают.
Отдельно остановилась Елена Ивановна на особенностях написания данного сочинения.
Во-первых, при написании вступления нужно проанализировать цитату, соотнести её с идеей текста и написать, как ученик эту цитату понял. Это и будет тезисом данного сочинения. Но чтобы сформулировать тезис сочинения, нужно предварительно тщательно проанализировать весь текст, и если цитата будет понята учеником неверно, то за это будут снижены баллы.
Во-вторых, в сочинении 15.2 нужно найти номера предложений, подтверждающих исходный тезис. Работа эта требует от учащегося определённой кропотливости, так как примеры из текста должны точно соответствовать смыслу приведённой в задании цитаты, и объём фрагмента из текста, использованный в качестве примера, не должен быть слишком громоздким. Кроме этого, необходимо привести своё микрорассуждение по поводу того, как этот пример соответствует цитате, что само по себе достаточно трудоёмко.
В-третьих, в выводе необходимо обобщить сказанное, ещё раз вернувшись к главной мысли.
Сулеева Е.И. выработала свой алгоритм действий при работе над сочинением-рассуждением, которым охотно поделилась с коллегами.
В результате такой работы с текстом учащиеся могут определить основную мысль текста, выявить роль предложения или фрагмента в тексте, осознать авторскую позицию и согласиться с ней, а, следовательно, и правильно подобрать аргументы к собственному высказыванию.
Кроме этого, учитель напоминает ученикам о необходимости обращать внимание на проблему, поднимаемую в изложении, а также на задание 15.3, где предлагается рассуждать о каком-либо нравственном понятии. Текст изложения и текст, предложенный для прочтения, часто перекликаются в своей идейной направленности, что помогает увидеть авторскую позицию анализируемого текста, а нравственное понятие из задания 15.3 показывает направление, в котором должен ученик рассуждать, работая над сочинением 15.2
Елена Ивановна посвящает несколько уроков анализу удачных и неудачных сочинений. Каждое из таких сочинений она вместе с учениками оценивает по критериям, отмечая положительные и отрицательные стороны.
По второму вопросу выступила Л.И. Сыресенкова, методист НМЦ. Любовь Ивановна познакомила присутствующих на заседании учителей с результатами контрольной работы № 1 по русскому языку (20.09.2016 г.)
Было отмечено, что работу выполняли 1949 учащихся из 44 образовательных учреждений, среди них гимназии № 1, 2, 3, Православная гимназия, лицей №1.
Анализ выполнения работ показал следующее. Наиболее успешно учащиеся справились с заданиями: 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 16, 17.
Менее успешно девятиклассники справились с выполнением следующих заданий:
4, проверяющим умение проводить лексический анализ слов, - 1317 учащихся (67,6%). В качестве основной причины допущенных ошибок учителя указывают низкий словарный запас учащихся.
6, проверяющим умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка, – 1240 учащихся (40,9%).
14, проверяющим умение определять основные способы образования слов, - 1278 учащихся (65,6%).
15, проверяющим умение определять принадлежность слова к определённой части речи по его признакам, – 1192 учащихся (61,2%).
18, проверяющим умение проводить синтаксический анализ предложения с обособленными членами – 1337 учащихся (68,6%).
Далее Любовь Ивановна обратила внимание на задания №1 и № 13, выполнение которых вызвало значительные затруднения.
С заданием 1, проверяющим умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения, справилось 745 учащихся (38,2%).
С заданием 13, проверяющим умение проводить фонетический анализ слов, справились 1164 учащихся (59,7%).
Результаты написания контрольной работы №1 удовлетворительные
Отметка
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Количество
1949 чел.
|
230
|
756
|
730
|
233
|
%
|
11,8%
|
38,8%
|
37,5%
|
12,0%
|
Методистом НМЦ было отмечено, что успеваемость по городу составила 88%, качество знаний – 49%, средний балл – 12,2, средняя оценка – 3,4.
100% успеваемость показали учащиеся гимназий № 1, 2, школ № 39, Рекорд, Православной гимназии. В остальных учебных заведениях есть ученики, получившие «2». Данные итоги свидетельствуют о пробелах в знаниях учащихся.
В группе риска по итогам входной диагностики состоит 230 учеников.
С вопросом «Проверка и оценивание основных видов речевой деятельности: говорение. Новые подходы» выступила Новикова Л.М., учитель школы № 23, руководитель творческой площадки.
Новиковой Л.М. было отмечено, что разрабатываются несколько моделей проведения устной части ОГЭ, которые планируется апробировать в ряде регионов в октябре-ноябре 2016 г.
На сайте ФГБНУ "ФИПИ" выложена актуальная модель письменной части ОГЭ по русскому языку. Если не будет иных нормативных решений, то устная часть ОГЭ будет проводиться в отдельный день и никак не повлияет на структуру и содержание письменной части.
Затем Лина Михайловна познакомила учителей, работающих в 9-ых классах, с одной из возможных моделей устной части ОГЭ по русскому языку.
Формат экзамена
1. Беседа с учителем
2. Работа в парах
3. Компьютер
Общие подходы:
-
Коммуникативный подход
-
Неподготовленная речь
-
Монолог + диалог
-
Описание, повествование, рассуждение
-
Выразительное чтение вслух
Выразительное чтение вслух
Задание 1. Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1.5 минуты на подготовку.
Монологическое высказывание. Беседа по монологу
Задание 2. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать
в каком музее Вы были;
когда и с кем;
что вы увидели;
что понравилось и запомнилось больше всего.
Диалог в парах
Задание 2. Обсудите, нужна ли в школе форма? При обсуждении дайте ответы на следующие вопросы:
Есть ли у Вас в школе форма?
Чем удобна школьная форма?
Почему ученики часто не любят носить школьную форму?
Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета?
Опишите одежду, в которой бы вы хотели видеть учеников в своей школе.
Условный диалог. (Интервью)
Задание 2. Примите участие в интервью. Вам необходимо ответить на пять вопросов. Пожалуйста, дайте полные ответы на вопросы.
1. Есть ли у Вас в школе форма?
2. Чем удобна школьная форма?
3. Почему ученики часто не любят носить школьную форму?
4. Согласны ли Вы с тем, что одежда – часть делового этикета?
5. Опишите одежду, в которой бы Вы хотели видеть учеников в своей школе.
Монологическое высказывание с элементом диалога
Задание 3. Вам даётся 1.5 минуты на подготовку. Ваше высказывание не должно занимать более 2 минут.
1. Опишите фотографию.
2. Расскажите о своём школьном празднике, который запомнился больше всего.
Не забудьте рассказать
когда проходил праздник;
чему был посвящён;
кто принимал участие;
что понравилось больше всего.
Поделитесь впечатлениями с партнёром.
РЕШЕНИЕ:
-
Принимать активное участие в работе творческих площадок в течение всего учебного года.
2. Принять к сведению информацию, полученную на заседании площадки. Использовать при
подготовке к урокам по развитию речи учащихся.
3. Продолжить создание методической копилки учителей 9 классов.
|