Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2016 » Декабрь » 5 » Творческая площадка учителей русского языка и литературы 9-ых классов (ноябрь)
22:29
Творческая площадка учителей русского языка и литературы 9-ых классов (ноябрь)

Протокол №3 творческой площадки учителей русского языка и литературы  9-ых классов (08.11.2016 г.)

              На заседании городской творческой площадки учителей 9-ых классов 08.11.2016г. присутствовало … чел.

Тема площадки: «Обучение написанию сжатого изложения».

Повестка заседания:

 1.Работа с приемами сжатия текста.                                                            

 2. Методические рекомендации по написанию сжатого изложения.

 

              По первому вопросу выступила Чаусова Ж.Б. (учитель школы №50), которая  представила свой опыт работы по подготовке учащихся  к написанию сжатого изложения.  Жанна Борисовна познакомила присутствующих на заседании учителей с особенностями  данного вида работы.  Было отмечено, что при сжатом изложении основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения. « Сжать» текст – это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей».                      

             Затем Чаусова Ж.Б. представила коллегам  инструкцию «Как писать изложение»:
1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли. 
2. Найдите среди них главную мысль. 
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 
4. Озаглавьте каждую часть и составьте план. 
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 
7. Обдумайте средства связи между частями. 
8. Запишите этот сокращённый текст на черновике.         

              Отдельно Жанна Борисовна остановилась на приёмах сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение), а также на том, что необходимо сохранить при написании сжатого изложения.

              Выступление  сопровождалось компьютерной презентацией.

  По вопросу «Методические рекомендации по написанию сжатого изложения» выступила Латышева Екатерина Григорьевна (учитель МОАУ «Гимназия № 3 г. Орска»).

  Было отмечено, что обучать школьников написанию сжатого изложения необходимо с 5-го класса не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и литературе.

   Екатерина Григорьевна использует при работе над сжатым изложением алгоритм действий, которым охотно поделилась с коллегами:

1. Первое прослушивание текста. Восприятие на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

2. Запись плана или тезисов (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).

3. Второе прослушивание текста. Уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

4. Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени компрессии и получить необходимый объем.

5. Проверка черновика: отдельно проверяем речь, отдельно - орфографию. Третья проверка “ершом”: от последнего к первому.

6. Заключительный этап: переписывание работы на чистовик и итоговая проверка.

Кроме этого, учитель считает необходимым тренироваться выделять главную и второстепенную информацию, находить тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный пересказ, не искажающий и не нарушающий логики исходного текста, другими словами, выполнять разнообразные логические операции с текстом.

 

Таким образом, в работе над подготовкой обучающихся к итоговому сжатому изложению, как отметила Латышева Е. Г., необходимо использовать богатый арсенал методических приёмов, чтобы максимально грамотно и успешно подготовить девятиклассника любого уровня знаний к выпускному экзамену в формате ОГЭ.

 

                  

  РЕШЕНИЕ:

 

  1. Принимать активное участие в работе творческих площадок в течение всего учебного года.

2.  Принять к сведению информацию, полученную на заседании площадки. Использовать  при  

подготовке к урокам по развитию речи учащихся.

3. Продолжить создание методической копилки учителей 9 классов.

 

 

 

 

Категория: Новости | Просмотров: 351 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Пятница, 29.03.2024, 11:36
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0