Протокол №3 творческой площадки учителей русского языка и литературы 9-ых классов (08.11.2016 г.)
На заседании городской творческой площадки учителей 9-ых классов 08.11.2016г. присутствовало … чел.
Тема площадки: «Обучение написанию сжатого изложения».
Повестка заседания:
1.Работа с приемами сжатия текста.
2. Методические рекомендации по написанию сжатого изложения.
По первому вопросу выступила Чаусова Ж.Б. (учитель школы №50), которая представила свой опыт работы по подготовке учащихся к написанию сжатого изложения. Жанна Борисовна познакомила присутствующих на заседании учителей с особенностями данного вида работы. Было отмечено, что при сжатом изложении основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения. « Сжать» текст – это значит «сократить его, но при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце»; «убрать все лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное»; «отказаться от подробностей».
Затем Чаусова Ж.Б. представила коллегам инструкцию «Как писать изложение»:
1. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.
4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Запишите этот сокращённый текст на черновике.
Отдельно Жанна Борисовна остановилась на приёмах сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение), а также на том, что необходимо сохранить при написании сжатого изложения.
Выступление сопровождалось компьютерной презентацией.
По вопросу «Методические рекомендации по написанию сжатого изложения» выступила Латышева Екатерина Григорьевна (учитель МОАУ «Гимназия № 3 г. Орска»).
Было отмечено, что обучать школьников написанию сжатого изложения необходимо с 5-го класса не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и литературе.
Екатерина Григорьевна использует при работе над сжатым изложением алгоритм действий, которым охотно поделилась с коллегами:
1. Первое прослушивание текста. Восприятие на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.
2. Запись плана или тезисов (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки).
3. Второе прослушивание текста. Уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.
4. Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени компрессии и получить необходимый объем.
5. Проверка черновика: отдельно проверяем речь, отдельно - орфографию. Третья проверка “ершом”: от последнего к первому.
6. Заключительный этап: переписывание работы на чистовик и итоговая проверка.
Кроме этого, учитель считает необходимым тренироваться выделять главную и второстепенную информацию, находить тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный пересказ, не искажающий и не нарушающий логики исходного текста, другими словами, выполнять разнообразные логические операции с текстом.
Таким образом, в работе над подготовкой обучающихся к итоговому сжатому изложению, как отметила Латышева Е. Г., необходимо использовать богатый арсенал методических приёмов, чтобы максимально грамотно и успешно подготовить девятиклассника любого уровня знаний к выпускному экзамену в формате ОГЭ.
РЕШЕНИЕ:
- Принимать активное участие в работе творческих площадок в течение всего учебного года.
2. Принять к сведению информацию, полученную на заседании площадки. Использовать при
подготовке к урокам по развитию речи учащихся.
3. Продолжить создание методической копилки учителей 9 классов.
|