Сайт ГМО учителей русского языка и литературы города Орска
 
Главная » 2016 » Сентябрь » 20 » Творческая площадка учителей русского языка и литературы 10-11 классов (14.09.2016 г.)
21:25
Творческая площадка учителей русского языка и литературы 10-11 классов (14.09.2016 г.)

Состоялась творческая площадка учителей русского языка и литературы  10-11 классов (14.09.2016 г.)

Тема. Информационное заседание

Были рассмотрены вопросы:

1) Итоги ЕГЭ.

2) Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе. Из опыта работы. БЛОК № 1

 

На заседании присутствовало 26 человек из разных школ и гимназий города (Гимназия №2, Гимназия №3, Лицей№1; школы: №20, 24, 31, 15, 51, 5, 25, 27, 29, 52, 6, 2, 54, 49, 50, 88, 38, 43, 37, 11, 35).

По первому вопросу выступила Л.И. Сыресенкова, методист НМЦ. Любовь Ивановна познакомила присутствующих на заседании учителей с результатами ЕГЭ по русскому языку и литературе в 2015-2016 уч. году.

Было отмечено, что школьники очень хорошо сдали выпускные экзамены как по русскому языку, так и по литературе, никто из детей не получил неудовлетворительной отметки. Названы учителя, чьи учащиеся получили 100 баллов на экзамене по русскому языку: Мифтахитдинова Л.Р. (школа №1), Шпота О.Е. (Гимназия №2), Синягина Ю.В. (школа №25), Савельева И.С. (Гимназия №3), Дорошенко Е.В. (школа №2). Учитель Дорошенко Е.В. (у  5 ее  учащихся 100 баллов) была приглашена на I Всероссийский августовский педсовет. Своим успешным опытом работы  этот учитель поделится с коллегами в рамках семинара в октябре 2016 г.

Как отметила Л.И. Сыресенкова, педагоги школ города смогли на достойном уровне подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. В частности, 198 учащихся (20,7% от числа сдававших ЕГЭ) получили высокие баллы. 143 школьника получили баллы от 90 до 99 (Гимназия №1, Гимназия №2, Гимназия №3, СОШ №: 1, 4, 6, 8, 11,13,15,17,18, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 31, 32, 35, 37, 38, 43, 49, 50, 52, 53, 54, 88, ЧОУ «Рекорд»).

Был назван средний балл выполнения ЕГЭ по русскому языку, который составил в Орске 73,6, что выше среднего по региону (72,6). По литературе высоких результатов добились учителя Гимназии №1, СОШ №2, 29. Средний процент по Орску составил 67,3 (по региону 66,08).

Любовь Ивановна представила рейтинг учителей (по среднему баллу, полученному их учащимися), особо отметив тех педагогов, у которых средний балл оказался выше городского показателя.

Л.И. Сыресенкова справедливо отметила положительный вклад творческих площадок, в ходе работы которых происходит плодотворный обмен педагогическим опытом.

В заключение своего выступления Любовь Ивановна поблагодарила педагогов за успешную работу и пожелала  творческого оптимизма.

В продолжение анализа результатов ЕГЭ выступила Чеботаева Е.В. (руководитель творческой площадки учителей 10-11 классов, учитель ВК школы № 27). Она представила результаты выполнения учащимися каждого задания ЕГЭ по русскому языку.

Успешно справились старшеклассники с заданиями № 1, 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 13, 18 1-ой части экзаменационной работы.

Менее успешно выполнены школьниками  задания № 6, 12, 17, 22, 23:

Наибольшие трудности возникли у учащихся при выполнении заданий №14,15,16,19,20,21:

 

%

 

64,1 %

Умение проводить орфографический анализ предложения. Правописание Н, НН

63,8 %

Умение проводить синтаксический анализ предложения с однородными членами

68 %

Умение проводить синтаксический анализ предложения с обособленными членами (причастный и деепричастный обороты)

60,4 %

Умение проводить синтаксический анализ сложного предложения с разными видами связи

62,5 %

Умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения

65,6 %

Умение определять функционально-смысловые типы речи

 

Отдельно Елена Владимировна обратила внимание на  выполнение  задания №7, поскольку лишь 39,6% учащихся не допустили в нем ни одной ошибки:

Таким образом, как отметила Е.В. Чеботаева, педагогам следует по-прежнему продолжать совершенствовать  умения учащихся. Особое внимание необходимо уделить отработке умения проводить орфографический анализ (правописание Н-НН), умения проводить синтаксический анализ предложений с однородными членами, с обособленными членами (причастный и деепричастный обороты), сложного предложения. Кроме того, следует учить старшеклассников адекватно понимать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию письменного сообщения, совершенствовать умение определять типологическую принадлежность текстов. Необходимо систематически отрабатывать умение оформлять речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Также Е.В. Чеботаева проанализировала выполнение учащимися 2-ой части работы по русскому языку (№25), отметив высокие результаты по критериям К1,К3, К11,К12:

 

К

%

 

К1

99,5 %

Формулировка проблем исходного текста

К3

98,4 %

Отражение позиции автора исходного текста

К11

99,7 %

Соблюдение этических норм

К12

86,7 %

Соблюдение фактологической точности в фоновом материале

Ниже оказались результаты  по критерию К5:

К

%

 

К5

72 %

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

Значительно ниже показатели выполнения по критериям К2, К4, К6, К7, К8, К9, К10:

 

К

%

 

К2

47 %

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

К4

55,1 %

Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

К6

48,4 %

Точность и выразительность речи

К7

35,9 %

Соблюдение орфографических норм

К8

25 %

Соблюдение пунктуационных норм

К9

40,4 %

Соблюдение языковых норм

К10

55,7 %

Соблюдение речевых норм

 Таким образом, значительных усилий требует работа по совершенствованию умений учащихся, связанных с комментированием проблемы исходного текста, подбором аргументов. Кроме того, систематическая работа необходима по улучшению грамотности старшеклассников (орфография, пунктуация, грамматика, речь, точность и выразительность речи)

По 2 вопросу выступила Лабурева И.А. (учитель ВК школы №5). Ирина Александровна представила свой опыт работы по подготовке старшеклассников к написанию итогового сочинения (направление «Разум и чувство»).

Презентация

В начале своего выступления она напомнила педагогам о целях проведения итогового сочинения, главная из которых - проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на произведения  русской и мировой литературы.       Кроме того, Ирина Александровна озвучила сроки написания работы (7 декабря 2016 → 1 февраля 2017 → 3 мая 2017), основные требования к ее оценке (соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиция, качество речи, грамотность), Рекомендованный объем сочинения - 350 слов.  И.А. Лабурева назвала 5 направлений итогового сочинения в 2016-2017 уч. году: «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».

Ирина Александровна отметила, что направление «Разум и чувство» предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. 
     В начале работы со своими старшеклассниками, как отметила Ирина Александровна, она обращается к словам А.М. Горького: «Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». После этого дает советы по написанию сочинения:

  • Внимательно прочитайте тему.
  • Выделите ключевые слова, найдите главный смысл.
  • Сформулируйте тему в виде вопроса
  • Кратко ответьте на эти вопросы.
  • Определите проблему, которая содержится в теме сочинения.
  • Сформулируйте свою точку зрения по данному вопросу.
  • Подберите произведения, на материале которых вы сможете доказать свою точку зрения.
  • Продумайте композицию работы, напишите план.
  • Создайте черновой вариант работы.
  • Проверьте и отредактируйте написанное.

Также Ирина Александровна  напоминает учащимся о  структуре сочинения:

Вступление. (Зачин)

Основная часть

Тезис 1.

Доказательства, примеры.

Микровывод.

Тезис 2.

Доказательства, примеры.

Микровывод.

Тезис 3.

Доказательства, примеры.

Микровывод.

Заключение. (Вывод)

Следующим этапом подготовки к экзамену становится знакомство с книгами, в которых находятся рекомендации к написанию сочинений. Далее организуется работа по выбранному направлению, в процессе которой дети обращаются к словарю литературоведческих терминов, толковому словарю и создают словесный концепт слов. Целесообразен подбор синонимов к словам «разум» и «чувство».

Для организации работы по направлению «Разум и чувство» И.А. Лабурева предлагает несколько тем, в частности:      

1. Внутренний конфликт: чувства против разума.

2. «Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами» (Эрих Мария Ремарк).

3. «Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести» (В.Г.Белинский).

4. «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств» (М.М.Пришвин).

5. «Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно вверять всю жизнь» (Пифагор).

6. «Разуму не постичь надобностей сердца» (Люк де Клапье Вовенарг). (Фр.философ)

7. «Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге» (В.Г.Белинский).

8. «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце" (Шиллер).

9. «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни» (Л.Н.Толстой).

Как отметила Ирина Александровна, для эпиграфа, вступления, заключения можно  использовать высказывания, афоризмы и пословицы.

И.А. Лабурева порекомендовала список произведений, которые могут помочь старшеклассникам успешно справиться с написанием итогового сочинения по направлению «Разум и чувство»:

 «Бедная Лиза» (Н.М. Карамзин)

 «Тарас Бульба» (Н.В.Гоголь)

 «Герой нашего времени (М.Ю.Лермонтов)

 «Гроза» (А.Н.Островский)

 «Отцы и дети» (И.С.Тургенев)

 «Анна Каренина» (Л.Н.Толстой)

 «Преступление и наказание» (Ф.М.Достоевский)

«Гранатовый браслет» (А.И. Куприн)

     В заключение своего выступления Ирина Александровна обратилась к коллегам с пожеланием успешного написания учащимися итогового сочинения.

В обсуждении вопросов написания сочинения по блоку № 1 приняли участие Хвостова Е.И. и Ивонина О.М., учителя ВК школ № 11 и № 50.

  РЕШЕНИЕ:

1. Принимать активное участие в работе творческих площадок в течение всего учебного года.

2. Улучшать качество подготовки старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку, учитывая названные результаты выполнения каждого задания 1-25.

3. Использовать в своей практике преподавания опыт учителя МОАУ «СОШ №5» Лабуревой И.А. по подготовке старшеклассников к итоговому сочинению.

Категория: Новости | Просмотров: 157 | Добавил: bagira | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вторник, 21.11.2017, 20:12
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Форма входа
Категории раздела
Конкурсы [4]
Новости [125]
Обмен опытом [12]
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 77
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0